Общество
Сергей Балай

Винно-водочные войны

Корреспондент «Салiдарнасцi» выяснял, почему белорусская винодельческая отрасль находится в состоянии «войны» с концерном «Белгоспищепром» и пытается отбить наступление водки.

Отечественные виноделы, производящие львиную долю алкоголя (а именно плодово-ягодные вина), переживают не самые лучшие времена. Причиной тому – активность борцов за трезвость в лице администраций районов и областей, ограничивающих продажи любимого напитка белорусского пролетариата. Сами производители «хорошего дешевого вина» видят проблему грядущего упадка отрасли под несколько другим углом.

Недавно руководитель концерна «Белгоспищепром» Иван Данченко заявил, что производство дешевых плодово-ягодных вин будет остановлено уже в нынешнем году. В чем же кроется причина такой нелюбви к производителю, поддерживающему, как минимум, местную сырьевую базу?

– Вы нигде не попробуете такого насыщенного по вкусу плодового вина – только у нас, – утверждает директор Полоцкого винодельческого завода Александр Масалов. – Мы полностью отказались от выпуска ординарных вин, скажем так, доступного качества. И теперь выпускаем только сорта, производимые по спецтехнологии и улучшенного качества.

Здесь выпускается две плодово-ягодных линии. Одна – под маркой «Добры Кум», вторая – «Полоцкая усадьба». Ассортимент насчитывает до 20 наименований.

– С одной стороны, снижения объема производства вина в нынешнем году не предвидится, – отмечает собеседник «Салiдарнасцi». – В 201-м мы налили 701 тыс. декалитров вина. В нынешнем году квота выделена на 735 тыс. дал. Есть тенденция даже на увеличение. Правда, борьба с плодово-ягодной продукцией заставляет нас искать альтернативные варианты производства алкогольных напитков.

Как считают производители, ссылаясь на опыт торговли и социологические исследования рынка, плодово-ягодные вина покупают разные слои общества.

– От выше и до ниже среднего класса, – шутит директор винзавода. – Возможно, проценты соотношений разные, но могу вас уверить, ряд руководителей Полоцка употребляют наше плодовое вино. Пока объемы производства вина превышают количество крепкого алкоголя. В Витебской области семь винзаводов и лишь один ликеро-водочный.

Виноделы четко видят разницу между своей продукцией и крепким алкоголем.

– Крепкий алкоголь – это спирт и вода, плюс какие-то добавки, если речь идет о ликерах и бальзамах, – поясняет Александр Масалов. – Вино – это сок ягод и яблок. Естественный наброд вина – 10% алкоголя. Только после этого мы добавляем лишь 8% зернового спирта. Технология производства вина совершенно другая, как, впрочем, и затраты.

Бить тревогу производители плодово-ягодных вин начали в прошлом году. Руководство областей и районов предприняли ряд попыток по уменьшению продаж плодовых вин. Виноделы, в свою очередь, считают, что эти меры могут привести к увеличению объемов продажи водки.

– Многие пытаются сократить потребление плодового вина, – продолжает Масалов. –Это совершенно неправильно. Мы забываем про то, что кроме винного, есть пивной и водочный алкоголизм.

По мнению производителей вин, корень проблемы в том, что ликеро-водочные заводы подчиняются Минсельхозпроду, а винзаводы – руководству областей и районов.

– Минсельхозпрод лоббирует свои интересы, наращивает объем продаж водки и крепких алкогольных напитков за счет вытеснения с рынка плодово-ягодных вин. И где здесь борьба с алкоголизмом? – возмущается собеседник. – При этом, задвинь нас, сократится сырьевая база, уменьшится закупка фруктов и ягод. Мы прогнозируем ухудшение ситуации и продолжения гонений на винзаводы.

Производители вынуждены переориентировать производство.

– Планируем к концу 2012 года выпуск ликеро-водочных изделий, объявили тендеры на водоподготовку и разливную линию, – отмечает заместитель директора по коммерческой работе винзавода Анжелика Крыжановская. – До конца года планируем запустить несколько линий по производству крепкого алкоголя. И такая реорганизация – не только наша проблема. Сегодня ликеро-водочные изделия более рентабельны. Но фактически, травлей вина нас заставляют переходить на водку.

Александр Масалов дополняет:

– Дважды за прошлый год выросли акцизы, что серьезно повлияло на конечную стоимость вина в магазине и сделало его не таким доступным. Нас заставили поменять одну пробку на другую, поскольку, по мнению концерна, пробка старого типа легко открывается и делает вино более доступным. Новая пробка белорусскими предприятиями не освоена, что делает конечный продукт дороже и не таким конкурентоспособным.

В связи с увеличением себестоимости вина снижается и спрос на него.

– Сейчас бутылка водки в магазине стоит более 20 тысяч рублей, а вино – минимум 12-13 тысяч, хотя люди привыкли, что «плодово-выгодное» должно стоить в два раза дешевле водки, – отмечает Крыжановская. – Из-за перехода на новую пробку подорожало и производство вина. По результатам продаж, за январь 2012 мы реализовали только 75% продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Приоткрыла заместитель директора и тайну происхождения порой весьма оригинальных названий отечественного плодово-ягодного вина.

– Мы выбираем несколько десятков названий и устраиваем что-то вроде голосования среди работников завода. Набравшее большее количество голосов название и становится новой торговой маркой, – поделилась собеседница «Салідарнасці».

Из-за ожидаемых ограничений спешно осваиваются новые виды продукции.

– В ближайших планах переход на крепкий алкоголь: несколько эмульсионных ликеров, настойка «25 стрельцов» и бальзам, – говорит главный маркетолог. – Разработан и оригинальный дизайн бутылки для бальзама. Она будет нашей фирменной, полоцкой. От традиционной для нас продукции мы отходим…

Заведующая лабораторией полоцкого винзавода Нина Скуматова, проработавшая на предприятии без малого 30 лет, считает претензии «Белгоспищепрома» к плодовому вину необоснованными.

– Мы делаем вино только из натуральных ягод, у нас настоящий наброд, – горячо убеждает завлабораторией. – Золотая медаль 2010 года на конкурсе виноделов в Крыму досталась нашей плодово-ягодной марке, а не традиционному для тех мест продукту из винограда. А стать алкоголиком можно и с «помощью» водки, и пива. Виновато не вино, а человек и культура потребления алкоголя.

Нина Скуматова упоминается как один из лучших виноделов в «Книге виноделов СНГ» и качество создаваемой продукции готова отстаивать бесконечно:

– Конечно, усилия по снижению потребления алкоголя похвальны. Но если «на смену» вытесненному с рынка всеми правдами и неправдами плодово-ягодному вину придет разномастная водка и ее производные, вряд ли это благоприятно скажется на борьбе с алкоголизмом в отдельно взятой стране.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)