Экономика
Дмитрий Заяц, naviny.by

Вместо предприятий власти продают недра

Правительство рассчитывает привлечь около 6-7 млрд. долларов за счет предоставления инвесторам доступа к белорусским недрам. Пример из калийной отрасли, о котором стало известно в минувшую среду, доказывает, что такой путь может быть достаточно выгоден властям. Передача недр инвесторам, с одной стороны, позволяет привлекать много валюты, а с другой — не требует приватизации крупных госактивов.

Беглый бизнесмен с большими деньгами

Один из крупнейших российских бизнесменов Михаил Гуцериев решил взяться за освоение калийных солей Беларуси и построить здесь новый калийный комбинат.

Стоит отметить, что Гуцериева связывает с Беларусью давнее прошлое. 11 лет назад Гуцериев возглавлял нефтяную компанию «Славнефть», которая на тот момент была совместный предприятием — белорусско-российским.

За время делового сотрудничества Гуцериев стал настолько близок белорусским властям, что в 2007 году, когда на российского бизнесмена завели уголовное дело, именно в Минске он нашел поддержку. Будучи под подпиской о невыезде, Гуцериев, тем не менее, 4 года назад успешно бежал из России… сев на самолет в Беларуси.

— Я со своим товарищем ночью сел в машину, и утром мы уже были в Минске. По очереди за рулем сидели. В Минске меня уже ждал частный самолет, и я улетел, — рассказывал «Ведомостям» в 2010 году, после прекращения уголовного преследования, Михаил Гуцериев.

На сегодняшний день российский бизнесмен абсолютно чист перед Фемидой, но главное — богат. О состоянии российского бизнесмена ходят разные слухи, но факт состоит в том, что активов Гуцериева хватает, чтобы взяться за один из крупнейших в истории Беларуси инвестиционных проектов.

Британская компания GMC Global Energy plc, принадлежащая Михаилу Гуцериеву, намерена инвестировать в создание второго калийного комбината Беларуси не менее 1,5 млрд. долларов. Прибыв самолетом в Минск (Гуцериеву больше нет необходимости ездить в Беларусь на машине), российский бизнесмен во время встречи с белорусским премьером Михаилом Мясниковичем поделился своими планами.

Бизнесмен дал понять, что хотел бы построить в Беларуси калийный комбинат, который будет одним из крупнейших в мире. Запланированная инвестпроектом мощность комбината (1,1 млн. тонн хлоркалия в год) — минимум, на который ориентируется российский инвестор. — Не факт, что мощность будет 1,1 млн. тонн. Это только первая очередь, Если будет спрос, надо будет делать 5 млн. тонн. Население растет, импортеры стоят в очереди — дайте 10 млн. тонн, — заявил Михаил Гуцериев 4 октября во время встречи в белорусском правительстве.

К слову, мощности «Беларуськалия» — единственного на сегодняшний день производителя калийных удобрений в Беларуси — составляют 8 млн. тонн калийных удобрений в год.

Калийная Мекка

Инвестиционный проект по строительству нового калийного комбината сопровождает серьезная группа консультантов, поэтому, вероятно, интересы инвестора в данной сделке полностью учтены и просчитаны.

Другое дело — амбиции российского бизнесмена. Будучи уверенным, что новый белорусский калийный комбинат сможет в перспективе производить в год 5-10 млн. тонн хлоркалия, Гуцериев поставил глобальную задачу: «Нужно делать Беларусь калийной Меккой!».

В то же время российские наблюдатели сомневаются, что новый белорусский калийный комбинат сможет производить ежегодно 5 и уж тем более 10 млн. тонн хлоркалия.

— Емкость мирового рынка калийных удобрений — 55 млн. тонн в год. В этом контексте планы производить на новом предприятии до 10 млн. тонн калийных удобрений представляется слишком амбициозными, — говорит аналитик Банка Москвы Юрий Волов.

По мнению эксперта, на сроки окупаемости проекта по созданию нового белорусского комбината будет серьезно влиять ситуация на мировом рынке удобрений.

— Если ситуация на мировом рынке будет стабильной и стоимость калиных удобрений останется в диапазоне 550-580 долларов за тонну (с доставкой), то проект может быть вполне окупаемым. Вместе с тем, последнее время ситуация на рынке остается очень неопределенной и на этом фоне вкладывать деньги в создание новых производств достаточно рискованно, — говорит Волов.

Банковский аналитик подчеркивает, что сегодня на мировом рынке не самая благоприятная ситуация, и существуют предпосылки для снижения цен на калийные удобрения.

— Мировую цены на сельхозпродукцию (пшеница, кукуруза, соя) существенно снизились. На этом фоне фермеры могут сократить потребление калийных удобрений, что, естественно, скажется на цене последних, — полагает Юрий Волов.

Впрочем, повторимся, проект по строительству нового калийного комбината в Беларуси сопровождают, по наблюдениям Naviny.by, компетентные консультанты, так что серьезных проблем для инвесторов быть не должно.

Обращает на себя внимание другое. В условиях, когда приватизационных сделок на белорусском рынке практически нет, правительство пытается получить деньги от инвесторов иным образом — предлагая реализовывать проекты с нуля. Эта «фишка», как любит говорить министр экономики Николай Снопков, может стать определяющей в инвестиционной деятельности правительства.

Приведенный проект в калийной отрасли — ярчайшее тому доказательство. Вместо продажи «Беларуськалия», о которой так много говорилось, правительство призывает инвесторов реализовывать проекты в калийной отрасли, начиная с фундамента. Договор с Гуцериевым о строительстве нового калийного комбината — лишь первая ласточка.

В дальнейшем власть собирается привлекать инвесторов для освоения белорусских месторождений щебня, бурого угля, горючих сланцев и т.д. По оценкам правительства, в освоение недр в ближайшие годы можно привлечь 6-7 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций.

Таким образом, в условиях, когда больших успехов приватизационный процесс не приносит, власть решила торговать тем, что есть в земле. Жаль только, что земля наша богата в основном только калийными солями. Вот если бы «прорвало природный газ»…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)