Политика
Сергей Стаховский

Халип осталась под домашним арестом

В Заводском районном суде проходит процесс над женой Андрея Санникова журналисткой Ириной Халип, сопредседателем Белорусской христианской демократии Павлом Северинцем и доверенным лицом кандидата Статкевича Сергеем Марцелевым. Рассмотрение дела продолжится 13 мая в 10.00.

Их обвиняют в грубом нарушении общественного порядка. Максимальный срок наказания — до трёх лет тюрьмы. Судья Жанна Брисина.

Накануне судья отказалась изменить меру пресечения Ирине Халип — с домашнего ареста на подписку о невыезде. Аргументы адвоката о том, что Ирина является единственной кормительницей своей семьи, не возымели воздействия.

На суде журналистка заявила, что считает обвинение абсурдным. Павел Северинец отказался отвечать на вопросы судьи, мотивировав тем, что это может быть использовано не только против него.

16:25. Северинец в «фильме» говорит, что МФ и БХД пойдут на Площадь от вокзала, а если дорогу преградят, то в Минске много мест, где можно провести митинг. В Бобруйске Павел говорил, что на Площадь придет, по его подсчетам, 15-20 тысяч человек, и демонстрировал легально опубликованные листовки, изданные за средства ЦИК (с призывом на Площадь), сообщает Радыё Свабода.

16:15. Суд осматривает записанное КГБ предвыборное выступление Павла Северинца в качестве доверенного лица кандидата в президенты Рымашевского в Бобруйске. С видео можно услышать, что Северинец действительно 19 декабря «приглашает людей на Площадь». Приглашает ребят, предлагает взять с собой горсть родной земли или соли. А девушек и женщин – просит оставаться дома и молиться.

15:50. Прокурор читает очень подробные отчеты КГБ о предвыборных выступлениях Северинца, а также заявления граждан, которые были на его встречах в Могилевской области и свидетельствовали, что он призывал в Минск на Площадь.

15:35. Ирина Халип, поясняя свое присутствие на видео, отметила, что фрагменты, показанные в качестве доказательств, вырваны из контекста и показывают определенные моменты, из которых может сложиться превратное суждение о событиях на Площади.

15:30. Гособвинитель зачитывает выдержки из листовок экс-кандидатов, в которых те призывали людей прийти на площадь 19 декабря. В третьей видеозаписи, по словам обвинителя, должен фигурировать Северинец, который идет по проспекту с Рымашевским.

Из представленного видео трудно сделать вывод о причастности обвиняемых к массовым беспорядкам, поскольку на видео — неизвестные люди, которые бьют стекла у Дома правительства. Кандидатов и обвиняемых там нет.

15:27. Просмотрели еще один видеофайл, который является оперативной съемкой КГБ. На видео — отдельные фрагменты из событий на Октябрьской площади, на проспекте и на площади Независимости.

Адвокат Халип спросила: «Какое отношение это имеет к моей подзащитной?». Судья уточнила, в каком статусе находилась Ирина Халип, когда вышла с мужем на проспект. В качестве жены, ответила Халип. Адвокат Халип заявила, что данное доказательство не имеет отношения к ее подзащитной, передаёт из зала суда корреспондент «Салідарнасці».

14:55. Показывают репортаж ОНТ с событий 19 декабря, который содержит недостоверную, предвзятую информацию, сообщает «Радыё Свабода». Прокурор уточнил, что этот диск был приобщен к делу решением следствия. Далее показывают смонтированную хронику митинга на Площади независимости очень низкого качества, кадр все время срывается. На кадрах нет даты и времени.

14:40. Суд приступил к просмотру видеодоказательства — пропагандистского сюжета Белорусского телевидения, который транслировался сразу после событий на площади Независимости. Закадровый голос обвиняет Санникова и Статкевича в организации штурма. В зале смешки. Таким образом, в качестве доказательств по делу суд использует пропаганду БТ, хотя многие заявления БТ были уже опровергнуты в судах, в частности то, что в машине со звукоусиливающей аппаратурой от штаба Некляева везли взрывчатые вещества.

14:09. Адвокат Халип спросила, можно ли задавать вопросы Ирине во время зачитывания материалов дела. Судья разрешила.

Обвинитель зачитывает протокол осмотра перед Домом правительства, передаёт из зала суда корреспондент «Салідарнасці». Найдены флаг, стеклянные и пластиковые бутылки, дымовая шашка, канистра, топор, мотыга, портрет Лукашенко, газовый баллончик, удочка, 65 обрезков арматуры, палки, два ледоруба, удочки, ломы, листовки КХП БНФ.

Озвучены финансовые потери предприятий 19 декабря. Фигурируют те же, что и в других делах: «Минсктранс», предприниматель Конопацкий, «Макдональдс», Дворец профсоюзов, «Евросеть». Ущерб «Макдональдса» оценён в 8,4 млн рублей.

14:02. Милиционер сделал замечание родственникам Северинца, которые помахали ему рукой. Он сказал, что жесты запрещены, хотя заседание еще не началось. Мама Северинца Татьяна спросила, где прописано, что нельзя махать рукой. Милиционер заявил: «Я сказал». Процесс возобновился . Северинец стоит в клетке, потому что у него болит спина.

12:15. Допрос свидетелей на сегодня закончен. Суд решил перейти к изучению материалов дела. Адвокат Халип ходатайствует затребовать у Мингорисполкома материалы о предвыборных митингах 9 и 16 декабря. Судья отложила рассмотрение ходатайства на послеобеденное время. Объявлен перерыв до 14.00.

12:00. Свидетели — сотрудники ГАИ дают достаточно однотипные показания. Иван Сульжиц и Андрей Ставровский 19 декабря были в цепи на Октябрьской площади. Говорят, что люди вышли на проезжую часть за 10-15 секунд.

11:00. Следующий свидетель Анатолий Даненков, сотрудник ГАИ. Свидетель рассказывает о том, как 19-го демонстранты «прорвали цепь и вышли на проезжую часть».

Свидетель рассказывает известный уже эпизод, когда кандидаты в президенты просили начальника минской ГАИ снять цепь и пропустить людей. Кто что конкретно говорил, свидетель не помнит, но запомнил, что Корзюку обещали генеральское звание. Даненков запомнил в том эпизоде Халип, говорит, что та много что-то говорила, но что — не помнит. «Дальше люди обошли нашу цепь по сторонам, и поступила команда снять цепь», — поясняет гаишник. Свидетель говорит, что он не уверен, что видел в колонне Марцелева.

Ирина Халип сказала гаишнику: «Вы сказали, что видели там Халип. Это я. Мне тоже ваше лицо знакомо. Это не вы случайно в прошлом году вымогали у меня взятку за превышение скорости?» Вопрос вызвал смех, но судья его сняла.

10:50. Следующий свидетель милиционер Денис Кислов. Также работал со звукоусиливающей аппаратурой. Как и предыдущие свидетели, Кислов уже выступал свидетелем в процессе Санникова. Его машина двигалась по проспекту за колонной, и он вещал, что шествие запрещено. Более часа с 20.00 свидетель находился на Октябрьской площади, но никаких текстов там не читал. Он сам не решает, когда начинать читать, нужна команда, сообщает «Радыё Свабода».

10:40. Свидетель Чернобай упомянул Усса, Санникова и Статкевича, которые просили начальника ГАИ Корзюка пропустить людей на проспект. Свидетель говорит, что люди просто обошли милиционеров.

Потом свидетель с другими сотрудниками ГАИ переехали на Площадь независимости: «Увидеть, как бьют стекла, было невозможно, мы стояли в стороне. Октябрьская площадь была полностью заполнена, там было 10-15 тысяч людей. Они могли бы пойти по тротуару, и тогда бы к ним со стороны ГАИ претензий не было». Агрессивных действий со стороны демонстрантов свидетель не видел. Люди только кричали, скандировали, свистели.

10:20. Следующий свидетель Михаил Чернобай, главный механик из компании «Белинвестсервис». 19 декабря он был командиром взвода ГАИ. Чернобай говорит, что участвовал в окружении проезжей части проспекта Независимости.

«Люди шли из метро в направлении Октябрьской площади. Если основная масса людей пришла на Площадь, наша цепь переместилась в район нулевого километра и находилась там. Нас там никто не трогал, но в определенный момент толпа людей прорвала нашу цепь и вышла на проезжую часть», — цитирует слова свидетеля «Радыё Свабода».

10:15. Первый свидетель Юрий Корольков, старший инспектор ГУВД Минска. Он уже выступал на процессе Санникова. Свидетель Корольков сообщил, что он охранял порядок в составе пояснительной группы в машине со звукоусиливающей аппаратурой. С 19 часов был с машиной у дома правительства. По словам Королькова, он предупреждал граждан на площади Независимости, что митинг несанкционированный и просил разойтись.

10:00.В зале дипломаты, родственники подсудимых, активисты БХД, политики, около 20 БРСМовцев. Северинца и Марцелева привели в наручниках, Северинец принес с собой Библию. Ирину Халип привели два охранника в штатском, передаёт корреспондент «Радыё Свабода».

Мать Северинца Татьяна принесла Павлу лекарства: у Павла болит спина, и он вынужден стоять в течение всего процесса. Но лекарства для Павла пока не приняли.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)