Комментарии
Александр Старикевич, фото Сергея Балая

Кому это выгодно?

Жутко, что подобными вопросами приходится задаваться, когда речь идет о гибели людей.

На момент написания этой статьи информации было не так уж много. И всё же попытаемся понять, кто мог организовать «черный понедельник» в столице Беларуси.

Едва ли в час пик на ключевой станции метро кто-то случайно забыл сумку с газовым баллоном или что-то еще в этом роде. Значит, речь идет о теракте.

Как тут не вспомнить, что единственным результатом расследования предыдущего теракта – взрыва, прогремевшего в Минске в ночь с 3 на 4 июля 2008 года, – стала повальная дактилоскопизация населения Беларуси. Раскрыть то преступление белорусские спецслужбы не смогли. Как и предотвратить новое. Потому что они «заточены», в первую очередь, на борьбу с инакомыслящими, а не с террористами. И в погоне за мифическими «дохлыми крысами» прозевали реальную угрозу.

Было бы в высшей степени безответственно в данный момент обвинять кого бы то ни было в происшедшем. Поэтому ограничимся анализом наиболее очевидных версий.

1. Взрыв – дело рук иностранных спецслужб

2. Взрыв – дело рук одной из группировок оппозиции

3. Взрыв – дело рук одной из группировок во власти

Пойдем по порядку. Версия об иностранных спецслужбах сразу разветвляется на две: российскую и западную.

Западные спецслужбы в последнее время неоднократно были обвинены Александром Лукашенко в подготовке государственного переворота в Беларуси. Однако эти пропагандистские заявления не были подкреплены вообще никакими доказательствами. Наша страна не настолько интересна Западу, чтобы он предпринимал по-настоящему серьезные усилия для изменения ситуации в Беларуси и, тем более, шел на крайние меры вроде терактов, в организации которых спецслужбы демократических государств уже давным-давно замечены не были.

Иное дело – наши восточные соседи. Они не так давно попались на убийстве одного из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева, который проживал в Катаре. Так что, соответствующий опыт у московских товарищей имеется.

Напомню, что после взрыва, прогремевшего на территории российского посольства в Минске 30 августа, белорусская пропаганда делала недвусмысленные намеки в сторону союзников. В частности, главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Гигин заявил тогда, что «этой провокацией российские спецслужбы начали избирательную кампанию (президента Беларуси – interfax.by) раньше начала самой кампании». О возможной причастности российской стороны к этому инциденту говорил и Александр Лукашенко.

Однако непонятно, зачем сейчас мог понадобиться российским властям и спецслужбам теракт в Минске. В общем, у них есть ресурсы для этого, но нет очевидного резона.

Идем дальше. Белорусская оппозиция и в лучшие свои времена не обладала потенциалом для проведения подобных акций. Ныне же, когда она зализывает раны после разгрома, учиненного по итогам 19 декабря, всерьез говорить о ее способности организовать теракт могут лишь самые отмороженные комментаторы с БТ. Для оппозиции в ее теперешнем состоянии даже элементарную уличную акцию провести – проблема. А уж теракт… И опять же: зачем? В общем, у оппозиции нет ни ресурсов для этого, ни резона.

И тут мы плавно подходим к версии о причастности к взрыву одной из группировок во власти. И выясняется, что тут есть и ресурсы, и резон.

Можно не сомневаться: руководство Беларуси заявит, что целью теракта была дестабилизация обстановки в стране. Из архивов достанут старый лозунг «Вызов принят», прозвучавший в 1997 году после взрыва, жертвой которого стал председатель могилевского комитета госконтроля Евгений Миколуцкий, или изобретут новый, в том же стиле. Вновь начнут прессовать оппозицию и клеймить позором безымянных «врагов народа», которые якобы хотят взорвать белорусскую стабильность, причем в прямом смысле слова.

Но! Давайте прикинем: каковы возможные последствия взрыва? Сотни тысяч людей выйдут на улицы белорусских городов с требованием отставки власти, которая не в состоянии обеспечить безопасность? Сильно сомневаюсь. Гораздо более вероятным вариантом видится нарастание страха в обществе.

А, кстати, кто у нас нагнетал страх все последние месяцы? Кто раздувал из мухи слона, а из разбитых стекол Дома правительства – государственный переворот? Кто дал понять жителям страны, что проявления инакомыслия беспощадно караются?

Однако, несмотря на масштабную кампанию запугивания, недовольство в Беларуси после Нового года потихоньку нарастало. Этому способствовали, главным образом, экономические проблемы, которые вдруг в превеликом количестве обнаружились в «сильной» и «процветающей». Рост цен, исчезновение валюты из свободной продажи и другие «прелести» «уникальной модели» вызвали глухой ропот даже среди лояльной части населения. В случае весьма вероятной девальвации или иных потрясений этот ропот грозил вылиться в куда более серьезные проявления недовольства. Может быть, кто-то решил предотвратить взрыв протеста другим, настоящим взрывом? Отвлечь внимание и посеять уже не страх, а ужас среди обывателей?

Повторюсь: все вышеизложенное пока не более, чем теоретические рассуждения по горячим следам. С уверенностью можно говорить об одном. Недавно Александр Лукашенко объяснял, почему не может уйти с поста президента: мол, без него «люди умирать будут на улице». Но люди на улицах (в метро) стали умирать именно при нынешнем главе государства.

P.S. Меньше, чем через час после опубликования этой статьи, Александр Лукашенко заявил на экстренном совещании: «Нам брошен серьезный вызов. Установите, кому выгодно взорвать спокойствие и стабильность в стране».

В точности, как и предсказывалось…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)