Общество
Алеся Валошка, фото photo.bymedia.net

Кем заменили «замызганных француженок»

Шесть лет назад глава Беларуси произнес одну из самых знаменитых своих фраз, потребовав убрать с рекламных щитов на минских улицах иностранные лица. Как Лукашенко сражался с «замызганными француженками», и стало ли после этого лучше жить нашим моделям, «Салідарнасць» выясняла в рамках проекта «Сказано – сделано?».

В ноябре 2004 года Александр Лукашенко выразил озабоченность тем, что многочисленные белорусские красавицы вострят лыжи за рубеж в то время, когда и в нашей стране работы для них хватает. Обратив внимание на преобладание иностранных моделей на рекламных щитах в Минске, глава государства потребовал убрать их и фотографировать "туда своих".

-- Чтобы у Павлова не висели эти француженки с замызганными лицами на каждом перекрестке, даже там, где президент ездит, повывешивали неизвестно чего. Своих туда фотографируйте и пусть рекламируют часы нашего предприятия. А импортные часы пусть платят нашим девчатам. И начинайте это уже завтра делать, -- потребовал Лукашенко.

Рекламу часов Omega, на которой красовалась попавшая под раздачу Синди Кроуфорд (почему-то записанная во француженки), сняли очень быстро. Да только белорусские предприятия не спешили продвигать свою продукцию при помощи отечественных красавиц.

-- Сказал, сделайте свою рекламу, с нашими гражданами. Так они вообще всю рекламу поснимали и этим как бы решили проблему, -- возмущался пару месяцев спустя Лукашенко.

Все эти годы чиновники бдительно отслеживают гражданство лиц, появляющихся в рекламе на территории нашей страны. Доходит до анекдотов. На съёмках ролика, продвигающего одну из марок пива, были задействованы рыцари в полном облачении. Разумеется, лиц под шлемами видно не было. Тем не менее, паспорта всех участников ролика были сосканированы и представлены в министерство торговли.

Как сейчас живется белорусским моделям? Выяснить это мы решили непосредственно у девушек, занятых в модельном бизнесе. Правда, все они согласились говорить лишь на условиях анонимности. Оно и понятно: картина в этой сфере по-прежнему выглядит не слишком радостной.

«Любая работа предполагает оплату, а наши люди не любят расставаться с денежными знаками», -- в один голос твердят девушки. Руководители белорусских предприятий идут на разного рода уловки, чтобы заполучить модель, которая могла бы достойно представить их продукцию. Как правило, они сулят оглушительный успех продвигаемой продукции и узнаваемость лицу, рекламирующему её. Имеют место и случаи, когда заказчик взывает к патриотизму: мол, как не помочь в трудный час предприятию, которое одевало тебя, когда ты еще пешком под стол ходила.

Наподобие редких вкраплений в янтаре встречаются и сознательные организации, понимающие всю сложность профессии и готовые оплатить труд модели. Но деньги предлагаются, как правило, символические: 30-50 долларов за съемочный день. Многие скажут: «Да мы были бы счастливы получать такие деньги за один рабочий день!» Но ведь подобные съемки проходят с регулярностью в среднем раз в месяц. Стоит ли говорить о том, что в странах, где этот бизнес развит, модель получит за аналогичную работу не менее 500 долларов?

Забавную историю поведала мне модель, некогда сотрудничавшая с успешным белорусским предприятием, предлагавшим стать лицом компании на год. Логично, что по условиям контракта, на протяжении всего этого срока красавица не должна была рекламировать продукцию других фирм. Но самое интересное заключается в том, что оплаты за этот труд не предполагалось.

«Как же так?» -- сокрушалась девушка,-- «Для меня это такая же работа, как и для вас. А жить весь этот год на что вы мне предлагаете?» В итоге контракт был все же подписан, а гонорар выплачен, несмотря на то, что борьба за каждую копейку продолжалась до последнего.

Белорусские модели, успешно работающие за границей, иногда получают приглашения выступить в качестве ведущих различных белорусских мероприятий и фестивалей. Но и тут предпочитают экономить. Мотивация стара как свет: зачем платить своим? Разве это не патриотично — работать бесплатно на благо своей страны? То ли дело гости… Говорят, что приезд Саши Рыбака на конкурс «Мисс Интерконтиненталь-2009» в качестве члена жюри стоил организаторам 70 тысяч евро.

По сути, сегодня, как и раньше, белорусские модели могут заработать себе на жизнь только за рубежом – на родине им, как правило, предлагают трудиться на общественных началах или за очень символические деньги. Так что, указания Лукашенко «создать условия для прекращения оттока красивых девушек из Беларуси» оказались пустым сотрясением воздуха. Отечественные заказчики предпочитают использовать таких моделей, которым платить не надо. Как на этой социальной рекламе.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2(4)