Спорт
Сергей Олехнович

«То, что мы не выиграли в Люксембурге, не стало позором»

В понедельник, 11 октября, состоялась пресс-конференция главного тренера сборной Беларуси по футболу Бернда Штанге, на которой шла речь о сыгранном в пятницу матче отборочного турнира чемпионата Европы-2012 против Люксембурга и предстоящем завтра поединке с Албанией.

— Мы проанализировали встречу с Люксембургом, показали наши ошибки, сейчас готовимся к игре с Албанией, — начал свое общение с представителями СМИ немецкий специалист. — Мы обязаны завтра победить. Это позволит нам набрать 8 очков и уйти на зимнюю паузу на втором месте в группе. Это наша цель. Но добиться ее против хорошей албанской команды будет непросто. Однако мы настроены оптимистично и надеемся, что завтра победим.

Сергей Корниленко, удаленный в пятничном поединке, уже покинул расположение сборной и улетел в Казань. 28 октября состоится заседание Дисциплинарного комитета УЕФА, на котором будет вынесен вердикт по поводу того, сколько матчей пропустит Корниленко. Скорее всего, дисквалификация Сергея составит более одной встречи — УЕФА и ФИФА сурово карает за подобные фолы…

— Какие ошибки, на ваш взгляд, допустил в игре против Люксембурга тренерский штаб нашей сборной?

— Думаю, мы сделали правильный анализ. Ключевым моментом этого анализа было то, что наши игроки делали очень много высоких передач (24 высокие передачи), которые становились легкой добычей люксембуржцев.

Во-вторых, мы почти не использовали фланги, в частности, не было забеганий. Мы, конечно, старались добиться в этом матче победы, однако претензии некоторых товарищей, что футболисты, дескать, мало или плохо боролись, не имеют почвы под ногами. Наши футболисты сделали 745 пасов, причем 82 процента из них — точные. У Люксембурга, для сравнения, было всего 215 передач… Как можно бороться, если мы постоянно владели мячом?

Нам нужно не бороться, а играть в интеллектуальный футбол. А вот креативности в пятницу нам не хватало. То есть не хватало последнего проникающего интеллектуального, умного, паса. Такие передачи могут отдать Кутузов и Глеб-старший, однако они в игре с Люксембургом не участвовали.

Вместе с тем у нас было немного шансов, чтобы забить. Но и удача от нас отвернулась: вспомним удар в штангу, не назначенный пенальти в ворота хозяев — в том эпизоде люксембуржец в своей штрафной сыграл рукой…

Завтра нам нужно найти решения, которые позволят вскрыть компактную оборону албанцев.

— Лично вы эти решения уже нашли?

— Завтра посмотрим, мы над ними работали. Вы знаете, что тренерский штаб имеет очень мало дней. Если нашу команду болельщики любят за комбинационный футбол с низкими пасами, то нас неприятно удивила игра, показанная сборной в Люксембурге — мы постоянно использовали высокие передачи. Это — ошибка, особенно в противостоянии с командой, которая защищается большими силами. Мы должны улучшить этот компонент, и мы над этим поработали.

— Выйдет ли против албанцев Александр Глеб?

— После игры за свой «Бирмингем» в последнем туре английской премьер-лиги Александр ни разу не ударил по мячу. Лишь вчера он осторожно бегал на тренировке. А в матчах на высшем уровне футболист должен находиться в оптимальной физической форме. Сегодня Глеб-старший впервые потренируется с командой. Будут играть те футболисты, которые находятся в 100-прецентной физической готовности.

— В сборной вы не сразу пришли к тактическому построению с двумя опорными полузащитниками. Сейчас же создается такое впечатление, что эта схема вам очень дорога. Допускаете ли вы мысль, что есть соперники, против которых можно сыграть иначе?

— В наших последних матчах мы постоянно меняли тактику игры. У нас нет проблем, чтобы перестроится на другую тактическую схему. Я могу дать четкий ответ на четкий вопрос.

За последние четыре игры — со Швецией, Францией, Румынией, Люксембургом — мы пропустили всего один мяч. Это не может не радовать, поскольку у нас хорошо налаженная оборона. Вспомните отборочную кампанию к чемпионату мира-2010, где мы получили по три гола в противостоянии с Англией, Хорватией, Румынией... А теперь у нас есть стабильность: мы не позволяем сопернику создавать много моментов у наших ворот. Сборная Беларуси как команда сделала в этом плане шаг вперед. Подросла.

Я думаю, что выбранный нами путь — правильный. Но мы должны что-то поменять, так как в Люксембурге это не функционировало, дало сбой.

И что мы сделали? За 25 минут до конца игры мы перестроились на схему 4-4-2. Это было абсолютно правильное решение. Однако чего я точно не ожидал, что уже через две минуты после замены одного опорного полузащитника на нападающего мы вновь будем иметь только одного форварда — имею в виду фол Корниленко на Блезе… И мы вновь остались с одним нападающим.

Я считаю, что в том матче тренерский штаб поступил верно. И замена была правильной и своевременной. Как не вызывает дискуссии и то, что в сборной мы применяем различные тактические схемы.

— Вы справедливо заметили, что за последние четыре игры сборная пропустила всего один мяч. Хотя игр было пять: вы забыли матч в Каунасе с Литвой, где наши победили — 2:0. Но вместе с тем в пяти матчах белорусы забили всего три мяча, из них два — Литве. Что вы собираетесь поменять в этом плане? Этот вопрос вам задавался и в преддверии игры в Люксембурге… Как вы собираетесь вскрывать наверняка плотную и насыщенную оборону албанцев?

— Товарищеский матч — это одно, официальный — совсем другое. Вы, журналисты, называли сборную чемпионами мира по товарищеским матчам…

— Матч со Швецией вы сами упомянули…

— В квалификации к EURO’2012 мы играем на результат. Нам нужна стабильная оборона, и над этим мы работали. Замечу, успешно.

Конечно, нам не хватает забитых мячей. Мы меняем форвардов, используя то Корниленко, то Родионова, то Славу Глеба — в нападении у нас нет стабильности. Думаю, в будущем в этом направлении нам нужно много работать.

Мы чувствуем, что потери Кутузова и Глеба-старшего для нашей команды очень тяжелые — найти им замену не так-то просто. Особенно в официальных матчах, когда нужен результат.

Короче, мы достигли кое-чего в обороне, но что-то упустили в атаке.

— Что вы думаете о сборной Албании?

— На удивление, впечатление весьма позитивное. У нашего завтрашнего соперника стабильная команда, особенно в обороне, где играю большие крепкие парни. У албанцев также хорошее нападение, к счастью, один из форвардов во вторник против нас не сыграет. Вместе с тем, эта команда не настолько сильна, как сборные Франции, Боснии и Герцеговины, Румынии. Мы обязаны победить албанцев и в Минске, и в Тиране.

— Каково физическое и, главное, психологическое состояние ваших подопечных после неудачи в Люксембурге?

— Футболисты испытали очень большое разочарование оттого, что потеряли в Люксембурге два очка. В субботу, вернувшись из Люксембурга, сразу из аэропорта отправились на тренировку. До вечера работали: массаж, сауна, проводили другие восстановительные процедуры. В воскресенье тренировались, сегодня тоже будет тренировка. Настроение в команде улучшилось, но пока игроки чрезмерно скованы и сконцентрированы.

С другой стороны, это и хорошо: футболисты ощущают давление, понимают, что албанцев они обязаны победить. Завтра вечером нас ждет тяжелая борьба, поэтому подготовка к матчу сложная.

— Кто в противостоянии с Албанией будет способен отдать умный, как вы выразились, пас, которого так не хватало в игре против Люксембурга?

— Я договорился с футболистами, что завтра мы сведем к минимуму число высоких передач — будем играть преимущественно низом. Возможно, Калачев, Кисляк, Кульчий, Путило и сделают такой умный пас.

— В какой мере изменится завтра стартовый состав по сравнению с пятничным матчем?

— У меня нет особой альтернативы — со стартовым свистком выйдет на поле Родионов. Надеюсь, он покажет не менее качественный футбол, нежели в клубе. Мы должны улучшить игру в атаке в целом.

Возможно, будут внесены еще одно-два изменения. Но не больше: разобрать оборону, построить новую конструкцию — это будет неоправданным риском. Ведь в случае чего это поставят в упрек тренерскому штабу: оборона, дескать, есть, а с ней вновь проводят эксперименты…

— Три года назад, когда наша сборная проиграла в Гомеле Люксембургу, вы сказали, что вам стыдно. Сейчас мы этих слов не услышали. Почему?

— Такое случается в футболе: команда имеет преимущество, процент владения мячом составляет более восьмидесяти, но не побеждает. Подобное в мире происходит каждую неделю, а не только в Беларуси. Италия, к примеру, играя с Северной Ирландией, занимающей в рейтинге ФИФА сотое место, имела подавляющее преимущество все 90 минут, а в концовке встречи едва не пропустила контратаку…

Вспомним, что Люксембург обыграл в свое время Швейцарию. Я уже рассказывал, что разговаривал с Оттмаром Хитцфельдом, спросил, как он себя чувствовал после того, как руководимая им Швейцария проиграла Люксембургу? Хорошо ли он спал? Он ответил: «Конечно. Это же — футбол. Когда работаешь тренером 35 лет, подобное бывает. Ты выиграешь следующий матч».

Эта внутренняя уверенность должна присутствовать — нельзя впадать в панику и сбиваться с выбранного пути.

То, что мы не выиграли в Люксембурге, не стало позором. Но результат, безусловно, был плохим. И кстати, совершенно справедливо, что вы критикуете тренеров и футболистов за показанную в пятницу игру. Вы хвалили нас за матч против Франции, а теперь заслуженно критикуете за ничью с Люксембургом.

Единственное, каждая критика должна быть уважительной и вежливой. Известный философ Шопенгауэр говорил: «Уважение и вежливость — это признак ума». Но можно сказать и наоборот.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)