В мире
Виктория Сизикова, «Огонек»

Как китайские власти ограничивают свободу в Интернете

Еще недавно аграрный Китай даже не имел понятия, что такое интернет, а сегодня в стране уже насчитывается около 450 млн пользователей Сети. Однако возможности любого российского или американского посетителя Всемирной паутины разительно отличаются от возможностей китайцев. Любой пользователь китайского интернета, набрав в поисковике слово «свобода», рискует столкнуться не только с жесткой цензурой, но даже с интернет-полицией

Паутина: made in China

Покорение киберпространства шло семимильными шагами. В синете появлялись собственные сайты и порталы, поисковики и мессенджеры, социальные сети и торговые платформы. Например, китайская торговая площадка Alibaba (www.alibaba.cn), объединяющая тысячи фирм, поставщиков, партнеров и клиентов, сегодня известна на весь мир. А полноценным аналогом западного eBay можно считать ресурс Taobao (www.taobao.com) — доступная для всех и необыкновенно популярная в КНР торговая биржа, где можно купить практически все.

Особой любовью у китайцев пользуется местный интернет-мессенджер QQ (www.qq.com), аналог привычных нам ICQ и QIP. QQ-номер имеют в КНР даже те, у кого нет e-mail. По этому мессенджеру можно не только слать короткие сообщения, но также качать музыку, играть в онлайн-игры, растить зверюшку наподобие тамагочи, размещать посты в блогах и многое другое.

По количеству пользователей Всемирной паутины Поднебесная уже сейчас оспорила лидерство США, хотя в отличие от Штатов в КНР интернетом пользуются лишь около 25 процентов населения. Это делает дальнейшие перспективы развития интернет-отрасли в Китае колоссальными.

Особенно этот потенциал заметен на примере социальных сетей. Это и "Сяонэй" (то есть "В школе") (www.xiaonei.com) и "Хайнэй" ("В море", то есть в жизни) (www.hainei.com), похожие на наши "Одноклассники" или "В контакте". Самой популярной национальной сетью является портал www.51.com, на котором зарегистрировано более 150 млн пользователей и, по статистике, каждый день регистрируются — вдумайтесь! — 100 тысяч новых.

Популярность китайских онлайн-дневников также не знает границ. Статистика свидетельствует, что собственные блоги имеет как минимум треть китайских интернет-пользователей. Наиболее посещаемыми являются национальные Sina и Sohu. Именно на Sina ведет дневник самый популярный блогер планеты — китаянка Сюй Цинлэй.

Массовое увлечение жителей Поднебесной общением в Сети доходит до того, что несколько сотен китайцев запросто могут договориться через интернет-мессенджер, социальную сеть или блог и одновременно прийти, например, в один супермаркет — закупаться продуктами, что обеспечит им оптовые цены в течение часа или двух. Популярность таких флешмобов в КНР постоянно растет. И пока рядовые юзеры ищут многочисленные плюсы использования синета, китайские власти начинают все больше беспокоиться: а что если завтра это будет не безобидный поход в магазин?

Особый путь развития

Как и любой другой масштабный проект, интернет в Китае с самого начала развивался по особой схеме, не похожей на западную. Синет достаточно быстро стал доступен рядовым гражданам, но исключительно на условиях, регламентирующих процесс их регистрации в Сети.

Правила общения в синете регламентируются законом: например, запрещено предоставлять услуги лицам, не оставившим при регистрации свои полные персональные данные. Даже в блогах запрещена регистрация пользователей под никами — необходимо всегда подписываться реальными именами. Анонимность в Китае — вне закона, и любые мнения и комментарии должны быть подписаны.

Таким образом, провайдеры блоговых платформ обязаны получать от каждого пользователя реальное имя, фактический адрес проживания, а также контактные данные. И хотя в самой Сети требуется размещать только имя, остальная информация хранится у провайдера и при необходимости может запрашиваться государственными органами.

Каждый интернет-юзер КНР должен четко придерживаться правил пользования электронной почтой, поисковиками, блогами и т. п. Следить за их соблюдением призвана государственная организация Internet Society of China (ISC), которая была специально создана китайским правительством, чтобы контролировать всю интернет-активность страны. По некоторым данным, за порядком в интернете уже сейчас следят более 30 тысяч госслужащих по всему Китаю.

Как за каменной стеной

Китайское правительство никогда не скупилось на разработку и совершенствование защитных кибертехнологий, которые фильтровали интернет и ограничивали доступ китайских пользователей к нежелательному контенту. При этом развитие собственных поисковиков, социальных сетей, торговых платформ, которые изначально "правильно" устроены и ничуть не хуже заграничных аналогов,— это только полдела.

Главное китайское ноу-хау в интернете — широкомасштабный и не имеющий аналогов проект "Золотой щит", глобальная система фильтрации информации. Известная среди пользователей под неофициальным названием "Великий китайский фаервол", она представляет собой совокупность серверов между провайдерами и международными сетями, которые фильтруют информацию по определенным критериям.

Система устроена достаточно сложно — она не только отслеживает и блокирует сайты с запрещенными темами, но и работает как аналог поисковика, вылавливающего "некорректные" слова и словосочетания. Причем этот поисковик обучен нескольким языкам, то есть может блокировать и иностранные сайты, в том числе русские.

Ни имидж, ни авторитет международных интернет-компаний не останавливают китайские власти. Поэтому Yahoo!, Google, MSN, как и многие другие игроки мирового интернет-рынка, вынуждены были согласиться самостоятельно "препарировать" информацию для жителей КНР, чтобы получить возможность войти в китайское интернет-пространство.

Власти тщательно блокируют доступ китайских подданных к зарубежным политическим сайтам и блогам. Удивительно, но в этот же разряд "вредных" ресурсов чиновники КНР записали и широко известный сайт интернет-энциклопедии — Википедии. На сегодня полностью заблокирована не только ее китайская версия, но и определенные статьи английской — например, о подавлении студенческих волнений на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Помимо борьбы с "заграничной информационной заразой" цензоры Поднебесной объявили войну "некорректной информации" внутри китайского контента. Интернет-провайдеров все чаще заставляют просматривать блоги и вырезать политически некорректную или "преступную" информацию.

Сегодня крупнейшие веб-порталы Китая, включая Sina.com и Sohu.com, отслеживают и удаляют "вредные" высказывания на всех своих форумах. Однако иногда даже обширной сети цензоров тяжело справиться с объемами "неверных" высказываний в Сети. Например, в период Всекитайских съездов народных представителей появляется слишком много обсуждений на политические темы, которые невозможно успеть вовремя подчистить. В таких случаях все блоги просто закрывают "на генеральную уборку".

Дядя Степа из Сети

Что же это за пресловутые "неблагонадежные запросы", которых так боится китайское правительство? По данным исследователей, это словосочетания, связанные со "свободой слова", "правами человека", независимостью Тайваня и Тибета, оппозиционными движениями, нацистской Германией, а также с идеями демократии и политического протеста. Набивая их в поисковике, китайский пользователь получит доступ лишь к разрешенным цензурой сайтам. И при этом сразу же привлечет к себе внимание интернет-полиции.

Эта служба была создана в 2006 году, дабы утихомирить самых нелояльных пользователей. Она призвана отслеживать опасные высказывания и сажать в тюрьму зарвавшихся пользователей. По некоторым оценкам, таких осужденных в Китае уже насчитывается несколько десятков человек.

Полиция честно предупреждает о своем присутствии: при попытке пользователя зайти на какой-нибудь местный сайт с чатом или форумом, на мониторе появляются фигурки полицейских, которые предостерегают граждан от посещения "сомнительных" ресурсов, рассказывают об информационной безопасности и напоминают об этикете политических интернет-разговоров. Поскольку работой виртуальных стражей порядка управляют вполне реальные люди, фигурки также могут предоставлять правовую информацию и отвечать на вопросы о государственной политике в области СМИ.

Создатели проекта считают, что анимированные полицейские помогают гражданам повысить сознательность, а также напоминают им, что в синете тоже действуют китайские законы. Ну а если пользователь все же проигнорировал все предупреждения властей, к нему скоро явится вполне реальный полицейский — из плоти и крови.

Поймай, если сможешь

Охотников попытать счастья и обойти цензуру в Китае немало. Самый простой способ для юзера запутать следы — пойти в интернет-кафе. Туда ходит большинство китайцев, ведь час в сети стоит в среднем 2 юаня, что эквивалентно 7 рублям, а то и меньше.

При входе в интернет, конечно, необходимо зарегистрироваться. Но представьте себе, кто из тех, кому хочется высказаться на острую политическую тему, оставит свое настоящее имя?

Из интернет-кафе поступает львиная доля смелых высказываний в синет, поэтому в таких местах нередки облавы. Приезжает полиция и начинает сверку данных в регистрационной книге с документами посетителей, присутствующих в зале. Тех, кого нет в книге, подозревают в первую очередь.

Но на выручку приходит само кафе: зачастую за минуту до приезда полиции заведение "закрывается на профилактику", как будто бы сегодня и не работало, а все посетители разбегаются. Ни одному бизнесмену в мире не хочется терять постоянных клиентов, и китайцы — не исключение.

Помимо интернет-кафе и использования псевдонимов существует еще масса способов обойти цензуру, которыми охотно пользуются китайские юзеры. Среди пользователей популярны онлайн-руководства под названием "101 способ обойти цензуру", "Как открыть запрещенные сайты" и т. д. Используются все новые и новые выражения и словосочетания, которые еще не попали в поле зрения "великого китайского фильтра". Блогеры научились применять видоизмененные формы слов "свобода", "независимость", "демократия", "коммунизм", "Тибет", "Тайвань" в различных сочетаниях, создавая собственный сленг.

Так, вместо "я забанен китайской цензурой", говорят "я GFWed" и т. д. Остановить подобное при почти 400 млн пользователей вряд ли представляется возможным, учитывая, что это число увеличивается день ото дня.

Кроме того, широко используются так называемые бухты данных (data havens), которые не только запутывают следы, не позволяя удалить контент и отследить принадлежность его авторства, но и регистрируются и хранятся на сервере в странах, где никакой интернет-цензуры не существует.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)