Общество
Владимир Мартьянов

Путь воина

Кто, будучи мальчишкой, не мечтал взять в руки меч и, оседлав верного коня, броситься навстречу врагам, в самую гущу боя? Кто не мечтал совершить подвиг во имя Прекрасной Дамы? Но лишь некоторые осуществили свои мечты, став настоящими рыцарями. Чего тут больше — игры или реальности? Насколько современные рыцари похожи на исторические прототипы? Почему Ледовое побоище проходило на траве и где в Беларуси будет построен Рыцарский город? Об этом и не только — в интервью с магистром Ордена Северного Храма мессиром Годфруа, в миру — Дмитрием Нестюком.

— Дим, я так понимаю, твоей любимой игрушкой в детстве был пластмассовый меч, а книгой — «Айвенго» Вальтера Скотта?

— Да, ты угадал. «Айвенго» я в первый раз прочитал лет, наверное, в восемь. Причем пропускал всю любовную лирику и читал лишь там, где были драки.

— Ага, значит, ты уже тогда целенаправленно интересовался рыцарством.

— Ну, это перебор, конечно. Какое тогда было рыцарство, что я мог об этом знать? Я был советским ребенком, а в магазинах продавались только наборы «Богатырь» — шлем, щит и меч. Никаких рыцарей там не было. А еще был фильм «Александр Невский», который пропагандировал славу русского оружия. Так что все начиналось с русских витязей.

Хотя очень манила эстетика крестоносцев. В «Айвенго» меня поразил образ тамплиера Бриана де Буагильбера.

 

— Погоди, но, насколько я помню, это отрицательный персонаж? Тебе нравились плохие парни?

— Ну, он в чем-то плохой, а в чем-то и нет. Там хорошо прописана его психология, он любит девушку, так что мотивы его поступков, по крайней мере, понятны. Но главное — в книге были очень красивые картинки. И рыцарь-тамплиер на них смотрелся просто великолепно. У моего деда, отставного военного, была отличная библиотека. И вот когда меня на выходные отправляли к нему в гости, я обожал читать толстенные книги и рассматривать картинки.

Ну и кончено мы воевали. Вдвоем с братом делали воинов из пластилина — пластилин в доме был везде, и это страшно нервировало взрослых. Лепили целые армии, причем одна наступала из кухни, а вторая держала оборону где-то в комнате. И вот в этих армиях были уже не богатыри, а рыцари. Мы клеили из картона замки, штурмовали их. Если нас отправляли на дачу, то мы тащили все это добро с собой. И так продолжалось несколько лет.

Мечи делали из дерева. А еще я сделал себе из картона рыцарский шлем. После этого имел долгую беседу с дедушкой, который прочитал мне целую лекцию о том, что рыцари — это почти фашисты. Я же объяснял ему, что на самом деле это не так. В общем, мы с ним долго спорили на философские темы, пока дед не понял, что это бесполезно.

— Антураж понравился, и эстетика крестоносцев победила.

— Ну да, вроде того. Потому что речи о каких-то исторических аспектах деятельности рыцарей тогда еще не было. Были ролевые игры, рисунки, поделки всякие.

А первую серьезную книгу на эту тему — «Крестоносцы на Востоке» Заборова — я прочитал уже после армии. В те времена такая литература была большой редкостью. И вот тогда меня захватила уже сама эпоха Крестовых походов, стали близки идеалы рыцарей, которые сражались в Святой земле.

В конце 80-х — начале 90-х стали появляться действительно интересные книги на эту тему.

— «История рыцарства» Руа, например?

— Она еще позже появилась. А тогда вышла, например, книжка «Рыцари Церкви: кто они?». В ней, правда, в пух и в прах критиковались все рыцарские Ордена. Но я приспособился: критику попускал, а про Ордена читал. Мне интересна была история, а не критика. Кирпичников очень интересно писал о рыцарстве.

— Ну, поводы-то для критики есть. Ведь действительно — Крестовые походы — разве это справедливо? Ну и что с того, что они неверные? Это причина, что ли?

— Вот у Заборова, который был очень серьезным историком, такого понятия как «справедливо-несправедливо» не было. Кстати, это был известный еще во времена СССР и до сих пор непревзойденный, по моему мнению, специалист по истории Крестовых походов. По крайней мере, среди русскоязычных историков. Вообще, на мой взгляд, любая оценка тех событий с позиции современного человека не может быть правильной, ведь мы не понимаем всех нюансов и мотивов людей, живших 1 000 лет назад.

— Есть версия о том, что одной из основных причин Крестовых походов была перенаселенность средневековой Европы отпрысками дворян, а также существующая тогда система наследования: старшему сыну доставалось все, а остальные вынуждены были искать себе место под солнцем с мечом в руке в других землях. А вера уже была скорее предлогом, чем причиной.

— Да вряд ли. Я не могу тебе привести конкретные цифры, но разговоры о перенаселении Европы в то время — явное преувеличение. В XI-XIII веках и население было меньше, и армии меньше. Большой битвой считалась уже та, где триста на триста бойцов сходились. И подъем, который возник благодаря Папе Римскому и Патриарху Константинопольскому, основывался, полагаю, все же на религиозной почве. А завоевания лишь сопутствовали этому.

Да, нужно было не просто воодушевить людей. Вы должны отправиться за полторы тысячи километров бить каких-то непонятных вам неверных! Нужен и материальный стимул, конечно. В общем, политика, экономика и религия всегда шли рядом. Но все же первичен был дух.

— Ну да, сорваться с насиженного места и тащиться куда-то на Восток… Кстати, сколько дорога туда по времени занимала?

— Порядка трех месяцев. Это только до Константинополя. Первый Крестовый поход шел пешим порядком и длился больше двух лет, ведь надо было еще и завоевывать территории. Только под Антиохией армия крестоносцев стояла 11 месяцев.

— Ладно, не будем лезть в такие дебри. Лучше скажи, насколько реальные рыцари были близки к тому, какими мы их себе сегодня представляем.

— Ну, в принципе, существующие стереотипы довольно близки к реальности. Реконструкторы успешно развивают как национальную, так и западноевропейскую тематику. Есть и викинги, и витязи, и различные Ордены. Реконструкция сегодня, к счастью, не привязана к политике. Это мощный пласт культуры, со своими правилами и законами социума.

Мы стремимся, прежде всего, воспроизвести элементы духовной и материальной культуры тех людей, а не их политические убеждения.

— Но я не столько о реконструкторах спрашивал, сколько о зрителях. Ну, все смотрели, скажем, «Храброе сердце» или «Царствие небесное». А ведь там исторических нелепиц множество. Вдруг с какого-то перепугу в кадре возникает странный рыцарь в доспехе XV века. Или рыцарь-тамплиер, который хочет жениться.

Снимая исторический фильм, режиссеры больше думают о красивой истории, чем о достоверности. Им же нужно окупить проект. Хотя с точки зрения материальной культуры то же «Царствие небесное» Ридли Скотт снял неплохо. Оружие и доспехи там, в основном, соответствуют эпохе. Но все же в кино создается красивая сказка, что для зрителя гораздо интереснее, чем правильный в деталях документальный фильм.

Я посмотрел трейлер «Робин Гуда» того же Скотта, который вскоре выйдет на экраны. И там не соблюдены многие исторические нюансы. Шлемы, например, более позднего периода, и все ключевые персонажи в них щеголяют. А ещё, судя по трейлеру, там будет вообще неизвестно откуда взявшаяся в эту эпоху высадка норманнов или французов на побережье Англии. Какой-то средневековый аналог Омаха-бич. Но я всё-таки пойду на этот фильм, ведь я уверен, что это будет красивая сказка.

Вообще эпоха Крестовых походов, а именно ее экранизирует Ридли Скотт — это эпоха кольчужного доспеха. И рыцарей, закованных в броню с ног до головы, тогда еще не было.

— Слушай, но ведь для того, чтобы создать по образу и подобию доспех, оружие, мало ж просто посмотреть на старинную миниатюру. В музеях, по крайней мере, у нас, таких вещей кот наплакал. Часто в экспозиции висит такое «шило», что диву даешься… Какие же источники используют реконструкторы?

— Источников действительно мало, как и сохранившихся образцов. Больше всего мы ориентируемся на миниатюры, отдавая себе отчет в том, что это достаточно условные изображения. Хотя есть замечательные рисунки — в той же Библии Мациевского или Манесском Кодексе — двух наиболее важных для нас источниках по XIII веку. Смотрим фотографии того, что осталось в музеях, в частных коллекциях. Скульптура сильно помогает. Если добираемся до оригинала, тянемся с линейками и фотоаппаратами…

Но это все равно условно. Сейчас идут споры: чем мы занимаемся? Исторической реконструкцией или стилизацией? Я, спустя годы, все же склоняюсь к стилизации. Ведь мы используем современные ткани, металлы, инструменты. В Европе есть принцип «трех шагов». То есть если с трех шагов твой доспех похож на исторический, значит, он сделан хорошо. Мы занимаемся тамплиерами уже лет пятнадцать, и все равно каждый год нам становятся известны новые детали.

— Ну вот, у тебя шлем лежит. Насколько он близок к аналогу?

— Достаточно близок. Это итало-нормандский шлем 1150 года. Этот шлем хорошо прорисован в миниатюрах. Но это сравнительно недавно сделанный вариант. Гораздо раньше у меня был такой же, но несколько менее похожий на настоящий.

— А свой первый доспех ты когда сделал?

— Ну, назвать это доспехом было бы слишком смело… Первую кольчугу я сделал примерно в 1995 году. А меч у меня появился на год раньше. Это был первый стальной меч в Беларуси. Обошелся он мне тогда как половина автомобиля, до сих пор вспоминаю.

Тогда мы даже не знали, что нужны подкольчужники, другие элементы. Не было у нас информации, Интернет был дорогим, мало у кого вообще компьютеры были. Прорыв произошел в 1997 году, и мы стали делать более-менее похожие доспехи. А где-то к 2000 году примерно пришли к относительно правильной реконструкции. Впрочем, сейчас каждый год вносим что—то новое, стараемся развиваться дальше.

— Ты говоришь «мы». Значит, к тому времени у тебя уже были единомышленники?

— В 1994 году у нас уже был клуб Орден «Сердце Дракона». В 1995 году мы пришли в Минский Дворец молодежи. Там появился Орден Северного Храма. Во Дворце я работал до осени 2007, пока меня не пригласили в Москву на должность помощника президента Общероссийского Военно-исторического общественного движения.

— Кстати, а почему из всей массы рыцарских Орденов, вы для себя выбрали именно тамплиеров?

— Я же тебе говорил, тамплиеры мне ещё со времён прочтения «Айвенго» нравились. Запали в душу необычностью какой-то. Ореол таинственности, невероятные вещи… Потом  Умберто Эко со своим «Маятником Фуко»… Все это тоже имело значение, правда, только на начальном этапе. Сегодня Орден интересует, прежде всего, как первая сильная военно-духовная организация, с четким Уставом и дисциплиной, намного опередившая свое время. Причем международная организация.

— Подожди, но госпительеры-то постарше будут …

— Госпительеры изначально занимались лишь своими госпиталями. Только позже, беря пример с тамплиеров, они взяли в руки оружие. Светские рыцари руководствовались скорее кодексом рыцарской чести, чем дисциплиной. А у тамплиеров во главе угла стояла именно дисциплина и мощная идея.

— Но насколько я понимаю, к истории нашей страны тамплиеры не имеют прямого отношения?

— Ты имеешь в виду Беларусь? Самые восточные командории Ордена Тамплиеров сохранились на территории Польши, в Хваршчанах и в Рурке. Если тамплиеры и забирались восточнее, прямых доказательств этому нет.

Командория в Хваршчанах

— Но после ликвидации Ордена часть его рыцарей примкнула к Ордену Марии Тевтонской.

— Большинство перешло в Орден Госпительеров. Часть немецкоговорящих рыцарей, видимо, примкнула и к Тевтонскому Ордену. Кстати, сам Орден Марии Тевтонской зародился в Ордене Тамплиеров. Это был немецкий Дом Ордена. Их база находилась в Сен-Жан-д'Акре. После падения Акры Тевтоны, как и остальные, направились на Кипр, а потом и в Европу, на Балтийские берега.

— И тебя не смущает, что они были нашими врагами?

— Нашими — это чьими? Республики Беларусь?

— Великого княжества Литовского, например…

— Ну, когда Орден оказался на Балтике, никакого ВКЛ еще не было. Так что не будем мешать тряпки с салфетками. На протяжении веков тевтонский Орден существовал рядом с нашими предками, которые, кстати, тесно взаимодействовали с Орденом и далеко не всегда воевали с ним. ВКЛ много раз прибегало к услугам Ордена. Тот же князь Витовт, скрываясь от своего брата Ягайло, бежал в Орден. Так что можно сказать, что Орден фактически спас жизнь Витовту…

Другой разговор, что в определенный момент необходимо было принять решение — либо ориентация на Запад, либо своя собственная политика. И рыцари стали противниками для княжества. Иначе Орден постепенно аннексировал бы эти территории. Кстати, аннексируя территории, рыцари особо никого не резали. Кадры из фильма «Александр Невский», где они бросают в костер грудных детей, — полная ерунда.

Подоплека того же Ледового побоища также несколько иная. Кстати, там были не тевтонские рыцари, а ливонские. И рыцари не сами пришли в те земли — существует версия, что их пригласили жители Пскова для того, чтобы разобраться с конкурентами из Новгорода. Рыцари захватили Изборск, Копорье. Но тут пришел Александр Невский. И именно Невский, а не рыцари, взял штурмом Псков, устроив там жестокую резню. А потом выманил архиепископа с рыцарями из крепости Дерпт, понимая, что только так можно закрепить полученный результат. Тогда и произошел тот бой — именно бой, а не битва, который мы знаем, как Ледовое побоище. 450 ливонских рыцарей противостояли примерно 6 000 тысячам воинов Александра. Цифры приводятся в рифмованной Хронике Ордена. При этом битва шла на траве, а не на льду, на это тоже есть прямое указание. Другой разговор, что на помощь рыцарям по льду Чудского озера двигалась довольно многочисленная колонна ополчения, собранная из местных племен. Правда, дойти они не успели. В итоге Орден организованно отступил, потеряв 24 рыцаря убитыми, а 7 попали в плен.

Тамплиеры же и вовсе не сражались против православных. На печати Ордена начертано на латыни «Sigillum Militum Хрisti» — «Бедные рыцари Христовы» — слово «Хрisti» написано на латинице, но с использованием двух греческих букв — «Х» и «Р». Таким образом они показывали, что христиане западные и восточные одинаково близки им. Устав запрещал рыцарям Ордена обращать оружие против христиан. Так что считать Орден тамплиеров врагами Православия совсем уж нелепо.

— Ну а что ты думаешь о том, что Орден и сегодня живее всех живых? Масоны там всякие, отцы-основатели, розенкрейцеры…

— Честно говоря, это глупости. Порой забавно читать некоторые сайты и смотреть на фотографии взрослых людей в Европе и Америке, одевающих на солидные брюшки буржуа белые плащи с крестами и утверждающих, что они — Хранители наследия тамплиеров. Орден прекратил свое существование в 1307 году. В 1314 был сожжен последний Великий магистр Ордена Жак де Молэ. Всё. Больше никаких тамплиеров не было, нет, и, думаю, не будет.

Мемориальная доска на месте сожжения последнего Великого Магистра Ордена тамплиеров Жака де Молэ в Париже

— А испанский Орден Христа? А кресты тамплиеров на парусах Колумба? С этим как быть?

— Да, в Испании, в Португалии Орден продолжил существование под другим именем. Ситуация была такая — испанцы воевали с маврами и им вовсе не хотелось остаться без помощи рыцарей Ордена, которые весьма успешно сдерживали натиск врагов. Если бы не тамплиеры, возможно сейчас за Пиренеями были бы какие-нибудь Аль-Испания и Аль-Португалия. Да, Америка была открыта под символикой Ордена Христа. Но сами тамплиеры напрямую вряд ли имели к этому отношение.

— То есть в мистику, окутывающую Орден тамплиеров, ты не веришь?

— Честно говоря, нет. Мы стараемся верить историческим фактам. В 2007 году в Ватикане малым тиражом была издана книга, в которой были опубликованы редкие, ранее замалчиваемые документы о процессе над Орденом тамплиеров. Фактически, издав эти документы, Ватикан официально подтвердил праведность и чистоту Ордена. И признал, что рыцари никогда не были еретиками и не совершали безнравственных проступков, за которые были наказаны. По сути, к этому моменту все историки и так знали, что Дело Ордена Тамплиеров было сфабриковано для удовлетворения политических и финансовых амбиций французского короля Филиппа IV. Так что публикация не стала большой сенсацией. Однако же сам факт официального оправдания тамплиеров крайне важен для всех христиан.

— А на фестивалях не бывает ссор — кому изображать «своих», а кому — «псов-рыцарей»?

— Нет, поскольку есть множество людей и клубов, успешно совмещающих и национальное направление, и реконструкцию Западной Европы. В зависимости от ситуации и желания, всегда можно одеть тот или иной комплекс.

У нас в клубе многие разрабатывают несколько направлений. Ведь клуб большой, со множеством региональных отделений. В Беларуси, к примеру, мы сейчас развиваем направление эпохи ВКЛ. У нас будет дружина Давыда Городенского — одного из самых великих полководцев княжества конца XIII - начала XIV века. При этом реконструкция тамплиеров также никуда не исчезнет, потому что она является главным объединяющим направлением, без неё мы не будем единым клубом.

Сейчас в Беларуси нашим Международным общественным объединением «Рыцари Утремера» совместно с Союзом театральных деятелей создается мощный средневековый центр. Он станет постоянно действующей базой для мероприятий и площадкой для реконструкторов и зрителей. Предварительное название комплекса — «Рыцарский город». Он создается в районе Острошицкого городка, на базе ДТ СТД «Театральный». Уже достигнуты все необходимые договоренности. Кстати, старейший в Беларуси военно-исторический фестиваль «Белый Замок» в этом году, в мае, пройдет именно там. Там же, думаю, будут проводиться другие наши мероприятия. А если кому-то из клубов захочется провести свои, мы будем им всячески в этом содействовать.

В Рыцарском городе будут работать постоянные выставки и экспозиции, будет парк осадной техники, ристалище для пеших и конных турниров, своя конюшня. Там будет проходить множество различных культурных мероприятий. К нам круглый год смогут приезжать все, кто интересуется историей — от школьников до иностранных туристов. И все они получат максимум эмоций и знаний о том времени.

— Ну а потом, летом, будет Грюнвальд… Сколько рыцарей из Беларуси туда поедет в этом году?

— Думаю немало. Всё-таки – этот год юбилейный.

Полагаю, в Грюнвальде готовится особая программа. Будет больше всего: и участников, и концертов, и фейерверков, и внимания прессы. Ну и боёв, конечно же.

— Уже знаете, в кого перевоплотитесь? В литвинов, в поляков или в рыцарей?

— Пока, честно говоря, не думаю об этом. Мы реконструируем другой временной период, поэтому наш клуб в настоящее время выезжает на это мероприятие в составе других команд. Лично я с большим для себя удовольствием понаблюдал бы за сражением с холма, с кубком вина и с фотоаппаратом в руках. Хочется запечатлеть это грандиозное событие. Я уже человек достаточно «старый», 41 год все-таки… И мне гораздо интереснее смотреть на постановку уже не из строя, а со стороны.

— Вообще, насколько я знаю, с нашими бойцами зарубежные рыцари побаиваются связываться. Там и мечи пластмассовые бывают, чтобы не пораниться. А тут выходят наши, и давай друг друга лупить железными топорами.

— Ну, у нас всегда все делают более основательно. К реконструкторам из России и Беларуси у европейских коллег отношение очень уважительное.

— Слушай, а тебе не кажется, что все это рыцарство — всего лишь попытка сбежать из реального мира? Вы одеваете средневековую одежду, даже имена берете другие…

— Это не бегство. Скорее, разработка некоей параллельной реальности, во многом пересекающейся с современностью. Традиции и рыцарская культура только помогают современному мужчине. Нам хочется, чтобы наша параллельная реальность двигала вперед национальную культуру, интегрировала её с европейской и русской. В том числе — повышала культурный уровень тех, кто этим занимается.

— Что ты чувствуешь, когда одеваешь доспех, берешь в руки меч, садишься на коня и превращаешься из Дмитрия Нестюка в магистра Годфруа?

— Для меня эти два образа, если можно так сказать, уже давно и неразрывно связаны. Поэтому какого-то резкого перехода, щелчка в выключателе не происходит. В средневековье я отдыхаю душой от всех тягот и стрессов современного мира. Это возможность обратиться к более простой и понятной модели жизни — позитивной, справедливой, чистой. Ощущения вообще трудно передаваемые. Конечно, «живя» в средневековом мире, устаешь сильнее. Но это приятная усталость.

— Но бывает же, что и носы вместе с забралом отрубали…

— Ну, и в боксе челюсти ломают. Любой контактный вид спорта чреват рисками. Но мы стараемся предусмотреть все последствия. Каждая травма, полученная кем-то из нас, приводит лишь к ужесточению требований и правил безопасности. Мы не относим себя к категории глупых людей, которые хотят устроить себе красивую смерть в средневековых доспехах.

— А тебе что ломали?

— Пальцы, руки, ключицу. Всякое бывало. Но ничего, живой же.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)