«Гобелен века» гниет невостребованным
Признанный историко-культурной ценностью и занесенный в книгу рекордов Гиннеса «Гобелен века» Александра Кищенко вместо того, чтобы быть выставленным на экспозицию, вот уже дюжину лет хранится в мастерской умершего автора. Вдова народного художника Беларуси изо всех сил пытается найти возможность вывесить гобелен, чтобы его хотя бы просушить.
«Гобелен века» был выткан вручную из натуральной шерсти на протяжении 1991-1995 г.г. в Борисове на комбинате прикладного искусства. Полотно имеет уникальные размеры –19х14 метров, т.е. равен высоте шестиэтажного дома.
В произведении, главной идеей которого является борьба добра со злом, борьба Христа и Антихриста, на фоне Вселенского пространства изображены более 80 известных личностей ХХ века. Среди них – Ленин, Черчилль, де Голль, Валенса, Клинтон и др.
За эту работу Александру Кищенко была присуждена Государственная премия Беларуси, а само полотно было признано Министерством культуры историко-культурной ценностью. Кроме того, из-за своих размеров произведение было включено в Книгу рекордов Гиннеса.
Но, как оказалось, «Гобелен века» ждала незавидная судьба.
– Состояние полотна печальное, – жалуется Нина Кухаренко, вдова Александра Кищенко, которой перешла его мастерская вместе с известным гобеленом. – Представьте себе 300 кг шерсти, скрученных в рулоны! В прошлом году мы смогли на один день вывезти полотно в выставочный центр «БелЭкспо», чтобы проветрить и просушить, но когда будет следующая такая возможность, я не знаю. За аренду помещения, погрузку и перевозку гобелена нужно ведь немало заплатить, а министерство культуры говорит, что денег у них нет. Такое произведение и лежит мертвым грузом! Думаю, если бы Александр Михайлович был бы жив, все сложилось бы иначе.
После смерти автора полотна, народного художника Беларуси Александра Кищенко в 1997 году от онкологического заболевания, «Гобелен века» выставлялся считанное число раз (по подсчетам вдовы, всего пять). Размеры полотна таковы, что вывесить его можно только в выставочном центре «БелЭкспо» на проспекте Победителей.
Пока Александр Кищенко был жив, шли разговоры о том, что полотно будет выставлено в музее современного искусства, который в итоге так и не был построен. Как рассказала Нина Кухаренко, некогда она встречалась с экс-министром культуры Леонидом Гуляко и предлагала ему разместить гобелен в новом здании Национальной библиотеки. Ее предложение услышано не было.
Искусствовед Петр Василевский имеет свое мнение относительно незавидной судьбы «Гобелена века».
– Все объясняется нашей ментальностью и специфическими отношениями в творческой среде, – считает искусствовед. – При жизни Кищенко имел большой авторитет и много друзей, но как только он умер, все захотели занять его место. В Театре оперы и балета до реконструкции висел его цикл из шести гобеленов – настоящие шедевры! Так вот пока шла реконструкция за ними не досмотрели, они оказались подпорченными, а затем их вовсе выкинули из театра! Таким образом, освободилось место для работ других художников. Если говорить о «Гобелене века», то и в этом случае всем все по барабану.
Между тем, рискующий утратить в нынешних условиях свой первоначальный облик «Гобелен века» может оцениваться как минимум в 1 млн долларов.
– Сам Кищенко говорил, что такая сумма просто компенсирует материальные и духовные инвестирования в это произведение. Судя по статусу и значению работы, отдавать ее меньше чем за 1 млн было бы несерьезно, – отмечает Петр Василевский.
Авторские права на уникальное произведение принадлежат Нине Кухаренко и двум фирмам, спонсировавшим создание гобелена. Но продать невостребованный на родине «Гобелен века» иностранным коллекционерам они не могут из-за статус историко- культурной ценности, присвоенного произведению.
Тем временем Петр Василевский поражается, почему полотно Александра Кищенко еще не превратили в популярный туристический объект.
– «Гобелен века» – это большое экзотическое произведение, как будто специально придуманное для Книги рекордов Гиннеса и туристов. Была бы моя воля, я бы построил под это полотно специальное здание, – говорит Петр Василевский.
Хоть гобелен Кищенко, на взгляд искусствоведа, назвать шедевром нельзя (отдельные его фрагменты имеют художественную ценность, однако в целом произведение не сложилось), но в списке самых ценных произведений белорусского искусства советского периода Петр Василевский ставит его на второе место после «Партизанской мадонны» Михаила Савицкого. Во-первых, гобелен имеет историческую ценность – знаменует окончание белорусского советского искусства. Во-вторых, он интересен субъективизмом талантливого художника, тем, как тот понимал историю XX века, какие личности отобрал для своего полотна. На гобелене, к примеру, есть Сталин, но нет Гитлера, есть Ленин, но нет Троцкого.
После создания «Гобелена века» самым щепетильным моментом в его восприятии зрителями было изображение в верхнем правом углу Александра Лукашенко. И поныне многие из-за этого отказывают полотну в художественной ценности. Петр Василевский объясняет, что художника поняли неправильно.
– Я был достаточно близко знаком с Александром Кищенко, и он мне рассказал, что при создании гобелена оставлял на нем место не для Лукашенко, а для того, кто возглавит независимое белорусское государство и будет таким образом его олицетворять, – отметил Петр Василевский. – Победил бы в 1994-м на президентских выборах Пазьняк – было бы на гобелене изображение Пазьняка. Никаких особенных отношений к Лукашенко у Кищенко не было.
-- Наше государство и общество обязаны сохранить это произведение искусства, – заключает художественный критик. – Нужно давить на государство, чтобы оно что-то предприняло, чтобы показать людям этот гобелен.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное