Общество
Руслан Горбачев, фото автора

«Прости, батька, что долго искал твою могилу» (фото)

В день 70-летия подписания пакта Молотова-Риббентропа белорусская общественность впервые посетила мемориальный комплекс «Катынь» и отдала дань памяти расстрелянным НКВД уроженцам Беларуси — военнопленным войска польского и мирным советским гражданам.

С инициативой объявить 23 августа Днем памяти жертв нацизма и сталинизма в прошлом году выступил Европейский парламент. Белорусская общественность в лице оргкомитета движения солидарности «Разам», Белорусского добровольного товарищества охраны памятников истории и культуры, Партии БНФ, ЗБС «Бацькаўшчына», Белорусской ассоциации журналистов и др. — всего около 15 организаций — приурочила к этому дню скорбный поход в мемориальный комплекс «Катынь» (Смоленский район, РФ).

Мемориальный комплекс «Катынь» был торжественно открыт в 2000 году. Он находится на участке земли, оказавшемся гигантской могилой тысяч людей, и делится на две части. В первой из них находятся памятные знаки расстрелянным без суда в 1940 году по указу Сталина офицерам войска польского, попавшим в плен при воссоединении Западной Беларуси и БССР и захвате Польши фашистами в 1939-м. По официальным данным здесь покоится 4 421человек.

По мнению автора многочисленных монографий историка Игоря Кузнецова, можно предполагать, что не менее 30% расстрелянных были выходцами из Западной Беларуси. К сожалению, опубликованные польские списки погибших не содержат место рождения офицеров.

Во второй части мемориала установленные памятные знаки репрессированным НКВД в 20-30-е г.г. советским гражданам. В музей мемориального комплекса называется цифра в 10 тысяч похороненных здесь человек, но Кузнецов предполагает, что в действительности эта цифра как минимум в 2,5 раза больше. «Смоленское НКВД работало очень интенсивно и по своим показателям выходило на 2-3 места в соцсоревновании по расстрелам», — отмечает он. Фамилии расстрелянных советских граждан ФСБ называть отказывается.

По словам руководителя оргкомитета движения солидарности «Разам» Вячеслава Сивчика, в таком широком составе белорусская общественность посетила Катынь впервые. Ранее в мемориальный комплекс выправлялись только представители греко-католической церкви.

Белорусские гости возложили цветы к памятным знакам на территории мемориала и почтили память жертв сталинских репрессий минутой молчания.

«Прости, батька, что долго искал твою могилу»

Подпись: Слева направо: Вячеслав Сивчик, Александр Макаев (движение солидарности «Разам»), Лявон Борщевский (Партия БНФ), Алесь Марочкин (творческое объединение «Пагоня»), историк Игорь Кузнецов.

«Прости, батька, что долго искал твою могилу»

— Наконец-то белорусская общественность доехала до Катыни, — сказал в своем выступлении Вячеслав Сивчик. — Я очень надеюсь, что отныне в Катынь белорусы будут приезжать чаще. Я очень надеюсь на то, что это страшное место также станет нашим народным мемориалом.

«Прости, батька, что долго искал твою могилу»

«Прости, батька, что долго искал твою могилу»

«Прости, батька, что долго искал твою могилу»

Заместитель председателя движения «За свободу» Юрий Губаревич отметил, что нацистский и сталинский режимы имеют много схожего, и прежде всего, в отношении к человеку и его жизни.

— Жизнь человека для них не имела никакой цены, люди были строительным материалом в достижении тех сумасшедших целей, которые ставили перед собой оба режима. Свидетельство тому — десятки и сотни подобных захоронений по территории бывшего Советского Союза. Наивно было думать, что сегодня мы застрахованы от повторения подобной ситуации. Но лекарства от этой страшной болезни есть. Они в народной памяти, в осмыслении тех событий, в их публичном разоблачении, — сказал Юрий Губаревич.

«Прости, батька, что долго искал твою могилу»

Одним из посетивших мемориальный комплекс «Катынь» в составе белорусской делегации 23 августа был Георгий Алексеевич Шемятовец. Он рассказал «Салідарнасці», что его сюда привело желание отдать дань памяти своему отцу.

— В 1938 году в Беларусь для инспекции белорусской железной дороги приехал Каганович. После его приезда начались массовые репрессии руководства железной дороги. Мы жили в Минске на улице Грушевской — там стояли дома железнодорожников. Каждую ночь кого-то забирали. В августе забрали и бацьку. Мне тогда был всего один год, — рассказал Георгий Алексеевич. — В октябре он был осужден в Смоленске тройкой и расстрелян.

Где его захоронение я точно не знаю (в КГБ мне ответили, что установить его невозможно), но предполагаю, что здесь, в Катыни.

«Прости, батька, что долго искал твою могилу»

Георгий Алексеевич возложил венок с надписью «Бацьку ад сына»к православному кресту и зажег свечу.

— Прости, батька, что долго искал твою могилу. Сейчас буду знать, всегда буду приезжать в это святое для меня место.

«Прости, батька, что долго искал твою могилу»

«Прости, батька, что долго искал твою могилу»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)