Дело ошмянских таможенников. Бывших инспекторов судят группами
18 ноября в Минске начался судебный процесс по делу ошмянских таможенников. Одновременно процессы проходят в четырех судах. Всего в деле фигурирует около 60 обвиняемых.
В марте и апреле 2015 года было задержано более 20 бывших и действующих сотрудников таможенного поста «Каменный лог» на границе с Литвой. Комитет государственной безопасности возбудил пять уголовных дел.
О выявлении коррупционной схемы на Ошмянской таможне 5 апреля 2015 года в эфире белорусских телеканалов сообщил Александр Лукашенко. По его словам, в коррупционную схему был вовлечен чуть ли не весь личный состав таможенного поста.
«Мне представили фотографии при обыске сотрудников — это ужас! Это огромная комната, полностью выложенная пачками купюр по 10 тысяч долларов каждая — там шагу ступить негде», — возмущался президент.
По его словам, полученная таможенниками прибыль оценивалась в нескольких миллионов долларов. «Нанесенный стране ущерб должен быть возмещен не просто в полном, а в 3-5-кратном размере», — потребовал Лукашенко.
Несмотря на громкий коррупционный скандал, правоохранители в последующем не комментировали детали уголовного дела. И даже суд в отношении начальника Ошмянской таможни Ивана Неверкевича прошел незаметно для общественности. Ему, кстати, дали шесть лет.
Ранее пресс-служба КГБ сообщала, что на границе с Литвой была организована широкомасштабная схема уклонения от уплаты таможенных платежей. Суммы взяток составляли от 250 до 3 тысяч долларов — в зависимости от количества грузов.
Сейчас в суде Партизанского района рассматривается дело в отношении 11 бывших таможенников. Большинство из них до задержания работали инспекторами.
Дело слушается под председательством судьи Дмитрия Супруна, гособвинение представляют два прокурора, один из них — Александр Андреев — известен по делу экс-гендиректора ХК «Динамо-Минск» Максима Субботкина.
Среди обвиняемых в суде Партизанского района — известный краевед Алесь Юркойть, который в свободное от работы время изучал Островецкий край, был инициатором культурных мероприятий, издания книг, курсов белорусского языка в районе. В суде он выступает по-белорусски.
Алесь Юркойть
Александр Швинта
Кроме него обвиняемыми также проходят Александр Лапейко, Александр Швинта, Тадеуш Высоцкий, Владимир Нагорский, Сергей Чепин, Вадим Казимирчук, Дмитрий Курневич, Виктор Страпко, Евгений Бобрович, Геннадий Часнойть.
Пятеро обвиняемых содержатся под стражей, остальные под домашним арестом. Всем им предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 430 УК (получение взятки в особо крупном размере) — санкция статьи предусматривает от 5 до 15 лет лишения свободы. Некоторые из обвиняемых содержатся под стражей с марта 2015 года.
По словам родных обвиняемых, одновременно в Минске судят еще три группы таможенников — в судах Фрунзенского и Октябрьского районов, а также в Минском областном. Говорят, что всего по этому делу проходит около 60 человек.
Заместитель начальника ГУВД Мингорисполкома Максим Грищенко (в синем костюме)
До обеда на процессе в суде Партизанского района прокурор Александр Андреев частично зачитал обвинение. По версии следствия, обвиняемые входили в организованную преступную группу. На протяжении 2010-2015 годов брали взятки за беспрепятственное оформление грузов, следующих через пункт таможенного оформления «Каменный лог».
По словам Андреева, до февраля 2011 года за фуру со срезанными цветами была установлена «такса» 250 долларов, с марта 2011 года — 200 долларов, в июне 2011-го сумма выросла до 210 долларов.
С представителями частных компаний сотрудники таможни, как следует из обвинения, встречались в минском аэропорту, на пересечении трасс, в Вильнюсе. При этом руководителем организованной группы прокурор называет Тадеуша Высоцкого, который до задержания был старшим инспектором Ошмянской таможни.
Андреев заявил, что таможенники получили 850 тысяч долларов и 19 тысяч евро. Александр Лапейко (был под стражей с апреля по сентябрь 2015 года, сейчас находится под домашним арестом), как следует из обвинения, получил не менее 9 тысяч долларов.
Юркойть, по словам его жены, вину не признает. Позиция остальных фигурантов станет известна позже, когда прокурор до конца огласит обвинение.
Сегодня в суд поддержать обвиняемых приехали их родные и друзья. Свободных мест в зале судебного заседания практически не было.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное