Убийство Павла Шеремета не раскрыто. Как идет следствие и какая версия основная?
20 октября исполнилось три месяца со дня гибели журналиста Павла Шеремета — на него было совершено покушение в самом центре Киева. За прошедшее время следствие допросило более 600 человек, но подозреваемых по делу до сих пор нет.
Журналист издания «Украинская правда» Роман Кравец подготовил текст, в котором говорится о ходе расследования и всех версиях преступления.
«Медуза» публикует этот материал целиком с разрешения «Украинской правды».
Павел Шеремет. Фото Дмитро Ларин / «Украинская правда» / AFP / Scanpix / LETA
20 июля, в 7:45 утра, автомобиль Subaru, за рулем которого находился Шеремет, взорвался в центре Киева на пересечении улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко.
Взрывное устройство мощностью около 500 граммов тротила было заложено под дном автомобиля у водительского кресла. Через несколько минут после взрыва Шеремет умер в машине скорой.
На трагедию отреагировали руководители государства и международное сообщество. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что сделает все возможное для раскрытия этого преступления, а глава Национальной полиции Хатия Деканоидзе назвала расследование гибели Шеремета «делом чести».
Президент Петр Порошенко в разговоре с главным редактором «Украинской правды» Севгиль Мусаевой сообщил, что участие в расследовании примет ФБР.
Прошло три месяца. Преступление не раскрыто, имена подозреваемых не названы, информация об окончательной версии убийства отсутствует.
В конце сентября министр внутренних дел Украины Арсен Аваков вообще отказался публично комментировать любые сведения о расследовании убийства Шеремета. «Мы не комментируем расследование дела об убийстве Шеремета. Дадим комментарий, только когда совместно решим, что наступил такой момент», — сказал он.
Полный доступ к делу об убийстве журналиста есть лишь у шести-восьми человек.
В отсутствие комментариев правоохранителей «Украинская правда» собрала всю имеющуюся информацию, которая находится в открытых источниках. В том числе в реестре судебных решений.
Место гибели Павла Шеремета, Киев, 20 июля 2016. Фото Иван Коваленко / «Коммерсантъ»
Последние минуты света
Александр Ротань, официант ресторана Device Club, который находится на улице Богдана Хмельницкого, 20 июля заканчивал ночную смену в 8 часов утра. В 7:45 вблизи его места работы произошел мощный взрыв.
Этот человек — единственный, кто пытался спасти Павла Шеремета. Ротань говорит, что взрывная волна шла со дна автомобиля. «Металл был завернут вверх, то есть было видно, что подрыв был снизу. Я отгибал металл вниз, чтобы пролезть», — объясняет Ротань.
Пока Александр извлекал Шеремета из автомобиля, к месту взрыва приехала скорая помощь. Как только журналиста удалось отнести с брусчатки в машину скорой, взорванный автомобиль загорелся.
Карета скорой успела проехать с еще живым Шереметом лишь несколько метров. Его сердце остановилось.
В день трагедии Шевченковский районный суд Киева сразу дал следствию разрешение на доступ к информации с мобильных номеров Павла Шеремета и владелицы «Украинской правды» Алены Притулы в период с 1 января 2016 года до дня гибели журналиста.
Из документов суда следует, что по нескольким адресам в Киеве, где могли находиться люди, причастные к убийству Шеремета, правоохранители отследили все звонки в период с 17 по 20 июля. Следствие установило, что подрывник автомобиля Шеремета находился по адресу Ивана Франко, 17.
С этого места, по мнению полиции, преступникам было удобно следить за автомобилем и дистанционно привести в действие взрывное устройство — там находится аварийный дом, огороженный зеленым забором.
28 июля в Печерский райсуд Киева поступило ходатайство следователей о доступе к информации с 10 конкретных номеров мобильной связи. Согласно документу, эти номера одновременно и непродолжительно работали рядом с местом проживания Павла Шеремета и парковки его машины. В тот же день правоохранители подали ходатайство о доступе к документам, которыми обладают операторы мобильной связи.
«При проведении анализа соединений ЛИЦА_4 установлено, что об обстоятельствах убийства может быть известно владельцам абонентских номеров НОМЕР_3, НОМЕР_4 и НОМЕР_5, с которыми ЛИЦО_4 общалось 20.07.2016 непосредственно после совершения (убийства)», — говорится в пояснениях полиции.
В результате суд предоставил полный доступ к более чем 500 телефонным номерам, работавшим у места совершения преступления в период с 1 мая по 28 июля 2016 года.
Через месяц, 29 августа, следователи Национальной полиции принесли в Печерский райсуд новое ходатайство. В документе говорилось, что был проведен анализ телефонных соединений вокруг места совершения преступления. Следователи установили номера телефонов, которые могли быть приобретены для организации убийства.
Речь идет о трех номерах [сотового оператора] «Киевстар».
В конечном счете суд предоставил Национальной полиции доступ ко всем операциям, связанным с этими сим-картами, начиная с февраля 2016 года.
Ищите женщину
Покушение на Шеремета прокуратура квалифицировала по статье «умышленное убийство, совершенное способом, опасным для жизни многих лиц».
Национальная полиция расследует это преступление четырьмя группами.
«Есть основная группа, которая знает все нюансы, и есть группы, которые работают в узких направлениях. Одна группа работает со взрывчаткой, вторая — по свидетелям, третья — по видео, а четвертая как раз по разработкам», — сказал в интервью «Укринформу» первый заместитель руководителя Национальной полиции Вадим Троян.
Из своих источников в правоохранительных органах «Украинской правде» удалось узнать, что по делу были допрошены уже более 600 свидетелей.
В то же время взаимопонимания между правоохранительными органами в деле Шеремета нет. Следователи Нацполиции не доверяют работникам Генпрокуратуры, работники ГПУ — Службе безопасности Украины.
Все это, конечно, не может не влиять на результаты.
Также к расследованию дела по просьбе президента Порошенко присоединилось ФБР.
Как удалось выяснить «Украинской правде», американские специалисты проводили экспертизу взрывчатки, которая была заложена в автомобиль, но выяснить ее происхождение не удалось. В конце сентября Национальная полиция также обратилась за помощью к правоохранительным органам Германии.
Следствие все еще разрабатывает сразу четыре версии преступления.
Это профессиональная деятельность, неприязнь в отношениях или личные мотивы, российский след для дестабилизации ситуации в стране и покушение на руководителя «Украинской правды» Алену Притулу — владелицу автомобиля.
В Нацполиции главной версией называли профессиональную деятельность Шеремета. В последние годы он писал статьи и брал интервью у топ-чиновников и бизнесменов для «Украинской правды», работал на радио «Вести».
«Существуют различные версии убийства; основной остается профессиональная деятельность. Но Нацполиция отрабатывает все возможные версии, чтобы получить зацепки. Уже есть детали, они интересные, но разглашать мы их не будем», — рассказывал в августе собеседник «Украинской правды» в Нацполиции.
Сразу после трагедии следствие всерьез рассматривало вариант российского следа.
«Особенно мне не нравится эта ситуация перед крестным ходом», — говорила Деканоидзе сразу после убийства.
27 июля в Киеве прошел крестный ход Украинской православной церкви Московского патриархата, во время которого украинские правоохранители предполагали возможность провокаций для дестабилизации обстановки в Киеве. Экстремальных проявлений на религиозной почве удалось избежать.
Масла в огонь добавило и то, что журналисты «17 канала», которому приписывают пророссийскую позицию, оказались на месте убийства значительно раньше своих коллег. «17 канал» назвал их пребывание там случайностью.
Журналисты утверждали, что ехали на интервью с мэром Киева Виталием Кличко, но его на месте не оказалось. Позже мэр столицы заявил, что с «17 каналом» об интервью не договаривался. «Заявления о том, что они с Кличко договорились (об интервью — ред.) и Кличко ждали — это ложь», — сказал мэр.
Позднее журналисты «17 канала» были допрошены в качестве свидетелей по делу.
Сотрудники телеканала сообщили «Украинской правде», что последние опросы десяти сотрудников «17 канала» прошли в середине сентября. После этого следователи с ними не контактировали.
Следствие изъяло 140 терабайт информации с видеокамер, установленных на зданиях вблизи места проживания Шеремета и места, где произошел взрыв.
На обнародованном СМИ видео с вероятным моментом закладки взрывного устройства снято, как в 2:15 ночи 20 июля неизвестные мужчина и женщина выходят из арки дома на улице Гончара.
Кадр с камеры видеонаблюдения, показанный во время брифинга о расследовании убийства Павла Шеремета, 4 августа 2016. Фото Александр Синица / УНИАН
Женщина в капюшоне идет первой, в ее руках видна черная сумка. В нескольких метрах за ней идет мужчина в кепке.
В 2:39 они доходят до улицы Ивана Франко. Там, как объясняет полиция, «они совершают действия с неизвестным предметом из сумки».
После этого они снова разделяются: женщина приближается к автомобилю, который на видео трудно разглядеть, мужчина прикрывает ее с другой стороны улицы. В 2:43 они продолжают движение по улице Липинского, а в 2:44 уже идут вместе.
Правоохранители утверждают, что рост подозреваемого мужчины 168–175 сантиметров, его напарница на пять сантиметров ниже.
Директор департамента уголовного розыска Национальной полиции Дмитрий Головин обращал внимание на то, что подозреваемые не скрывали лицо. По его мнению, это означает, что они либо не местные, либо не боятся последствий совершенного преступления. Что и может указывать на российский след в убийстве.
Сейчас имеющиеся данные свидетельствуют скорее о том, что следствие активно прорабатывает версию с внутренними исполнителями.
Так, 16 августа следователь группы следователей ГСУ Национальной полиции Анджей Подоляк подал в Печерский райсуд ряд ходатайств с очередной просьбой о доступе к данным с нескольких мобильных номеров.
В документах говорится об установлении координат базовых станций операторов мобильной связи «Киевстар», «МТС», Lifecell, которые регистрировали абонентов, предположительно причастных к убийству Шеремета, по следующим адресам: Донецкая область, Мангушский район, село Юрьевка; Донецкая область, Мангушский район, Урзуф; Донецкая область, Мариуполь, проспект Нахимова.
Следователи просили суд разрешить мониторинг абонентов в этих районах в разный период времени.
Перечисленные адреса указывают на места дислокации батальона «Азов».
С членами этого батальона у Павла Шеремета были хорошие и даже дружеские отношения.
Также отдельного внимания заслуживает ходатайство о доступе к 41 номеру сотовой связи. В обосновании следователей говорится, что эти номера принадлежат лицам, которые имеют отношение к добровольческим батальонам и могут быть причастны к убийству.
«Версия о причастности к убийству представителей добровольческих батальонов действительно рассматривается, но речь идет не об «Азове»», — сообщил «Украинской правде» источник, близкий к следствию.
Кто за кем следит
Прошлой осенью руководитель «Украинской правды» Алена Притула подозревала, что за ней ведется слежка.
Под окнами своего дома она замечала одних и тех же подозрительных людей, на одном и том же месте, но чуть ли не ежедневно на новом автомобиле.
В ответ на такие жалобы работники МВД заверили, что слежка ведется не за Притулой, а за подпольным казино, расположенным в соседнем доме.
Советник министра внутренних дел и народный депутат Антон Геращенко тогда лично успокаивал, что «ничего страшного не происходит».
Однако силовики разоблачили казино только через три месяца после обнародования информации о слежке.
После убийства Павла Шеремета в СМИ звучала неподтвержденная информация, что слежку за Шереметом и Притулой организовал заместитель руководителя Национальной полиции Вадим Троян.
Более того, генпрокурор Юрий Луценко в одном из телеэфиров заявил, что следствие проверяет данные о возможной незаконной слежке Трояна.
В МВД провели служебное расследование. «По результатам служебного расследования информация о возможной причастности первого заместителя председателя Нацполиции Вадима Трояна к незаконной слежке за руководителями интернет-издания «Украинская правда» Павлом Шереметом и Аленой Притулой не подтвердилась», — сказано в ответе на запрос «Украинской правды».
Мы также спросили СБУ, проводилось ли наблюдение с их стороны.
Однако там отказались сообщать эту информацию, ссылаясь на законы об оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности.
Из судебных постановлений можно сделать вывод, что следствие в конце августа — начале сентября проверяло информацию о слежке за Шереметом.
Нацполиция просила суд предоставить доступ к 30 номерам абонентов мобильной связи, которые могли быть причастны к слежке, начиная с января 2016 года. Но Алена Притула сообщала о слежке еще в ноябре 2015 года.
Главный редактор «Украинской правды» Алена Притула во время акции памяти Павла Шеремета, 28 июля 2016. Фото Инна Соколовская / УНИАН
Сразу после убийства Шеремета «Украинская правда» передала следствию документы, которые могут свидетельствовать о том, что в течение последнего полугода за деятельностью издания и работой отдельных журналистов велась слежка.
Наши источники в правоохранительных органах указывают на то, что сбором информации занималась СБУ по просьбе администрации президента.
Никаких деталей о слежке за руководством и журналистами «Украинской правды» МВД, к сожалению, до сих пор не обнародовало.
Зато вызывает удивление желание представителей Национальной полиции получить доступ к документам, касающимся отчетов о страховании и уплате обязательных платежей «Украинской правды» с 2001 года. Ходатайство было удовлетворено Печерским райсудом.
Мы надеемся, что эта информация является важной для раскрытия преступления и не будет использована в других целях.
Свое расследование убийства Павла Шеремета проводят журналисты проекта «Слiдство.Iнфо» Анна Бабинец и Дмитрий Гнап.
«Мы пока не можем поделиться какими-то новыми данными, так как они проверяются и мы не хотим навредить. Ориентировочно через два месяца мы планируем выпустить собственный документальный фильм по этому делу. Если честно, для нас с Дмитрием это самое сложное, что мы когда-либо делали, потому что Павел — наш коллега и это очень чувствительная тема», — сказала Бабинец.
«Украинская правда» продолжает пристально следить за расследованием убийства Павла Шеремета.
Верим, что все причастные к убийству нашего коллеги и друга будут жестоко наказаны, а правоохранителям наконец будет что сказать о ходе следствия.
Текст перевела с украинского Юлиана Скибицкая.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное