Общество
Семен Печенко

«Мои родители назвали меня фашистом»

Украинский журналист и писатель Максим Бутченко презентовал в Минске свои книги о войне на Донбассе.

15 сентября в минском Press Club Belarus прошла творческая встреча с корреспондентом украинского журнала «Новое время», писателем Максимом Бутченко. Гость из Киева презентовал свои книги «Художник войны» и «Три часа без войны».

Максим Бутченко рассказал о себе и о своих книгах, о жизни на Донбассе до и во время войны, о том, когда Крым вернется в Украину.

О себе

Максим родился в 70-тысячном шахтерском городе Ровеньки в Луганской области. Двенадцать лет отработал на местной шахте —сперва горным рабочим, а позже помощником начальника участка.

В какой-то момент решил изменить судьбу и вырваться из плена маленького городка. Поступил на журналистику. Такой выбор его родные и знакомые не поняли: «У нас так принято — если ты не работаешь шахтером, то, считай, не работаешь совсем».

Первым журналистским опытом была работа в «Корреспонденте» — более чем хороший старт для вчерашнего шахтера. Потом был Майдан и работа в «Новом времени».

«В моей книге нет ни Порошенко, ни Путина»

Обе книги Максим Бутченко написал менее, чем за год. Они основаны на реальных событиях. Работал над ними во внеурочное время, по вечерам.

«Художник войны» — посвящение родственникам Максима, братьям, которых конфликт на востоке Украины развел по разные стороны линии фронта. Главный герой — несостоявшийся художник, вынужденный зарабатывать на жизнь в шахте. С приходом сепаратистов он реализует себя в войне, став на сторону «ополчения». Его брат — сторонник Украины. Раскол семьи — символ этой войны, разделившей страну на два лагеря.

— В моей книге нет ни Порошенко, ни Путина, нет баталий. Эта книга о маленьком человеке, пропустившем войну через свое сердце.

Героями книги «Три часа без войны» стали российский военный, приехавший воевать в украинском добровольческом батальоне, выступивший против своих украинец и старик, ставший заложником противостояния, как и сотни тысяч других жителей Донбасса. Все трое оказались в камере СИЗО, где им предстоит узнать друг друга.

Главная идея этой книги — дать слово всем сторонам, даже тем, с кем автор не согласен.

Пока было возможно, журналист ездил на захваченные территории, чтобы вживую общаться с родными и потенциальными героями будущих книг. Позже на помощь пришли современные средства связи.

Преимуществом своих произведений писатель считает то, что он сам с Донбасса, и ему понятен менталитет и мотивы земляков. Персональное погружение в тему только добавляет книгам живости, убежден автор.

«Многие от меня отвернулись»

Максим Бутченко вспомнил о событиях на Майдане. О том, как люди с каждым днем становились одним целым, как рождалось гражданское общество.

— А в это время на Донбассе все было по-другому. Нас просто не понимали, — рассказал журналист.

Когда началось на Востоке, у Максима произошел конфликт с родными. Многие от него отвернулись:

— Родители назвали меня фашистом. Хоть я никогда в жизни «Майн Кампф» не читал.

Родственники журналиста остаются по ту сторону конфликта и сегодня.

«На Донбассе всегда боялись двух вещей»

По словам бывшего шахтера, причиной конфликта на Донбассе была совсем не политика, а социально-экономические аспекты. У человека, работающего годами на глубине в километр в далеко не самых комфортных условиях, меняется менталитет. Он по-другому смотрит на мир, объяснил журналист.

По его словам, в шахтах ему доводилось видеть теряющих сознание от 40-градусной жары коллег.

— И вот представьте себе ситуацию: ты выползаешь после такой работы на поверхность и вместо зарплаты получаешь мешок муки. Рано или поздно начинаешь думать категориями выживания.

Журналист рассказал, что на Донбассе всегда боялись двух вещей — голода и войны. Память о Голодоморе оказалась настолько прочной, что местные жители даже в относительно сытые советские голы запасались солью впрок.

Эти две фобии и стали той движущей силой, что привела в итоге к появлению квазиреспублик.

— Люди вышли не за «русский мир». В Киеве я видел, как все вместе поют гимн, и у многих при этом слезы на глазах. На Донбассе никто не заплачет при звуках гимна России, — убежден журналист, по мнению которого, на востоке Украины всегда правил бал квартирный патриотизм и сытый желудок. — Здесь, безусловно, есть идейные «ватники». Но их очень мало. Остальным просто все равно, где жить — в России или Украине, лишь бы была работа и относительный достаток.

Что нужно для того, чтобы Украина и Донбасс помирились

По словам Максима Бутченко, Донбасс долгое время находился во власти одной силы — Партии регионов. Украина фактически согласилась с тем, что регион стал анклавом, жители которого не чувствовали себя единым целым с остальными украинцами. Украина должна это принять и признать.

Писатель убежден, что примирение между сторонами наступит не по воле политиков:

— Даже если территорию Донецкой и Луганской областей освободят, то Порошенко с цветами там никто не встретит. Для примирения нужно, чтобы с обеих сторон были люди, готовые говорить друг с другом, слушать друг друга, делиться своей болью и прощать.

В Украине есть такие люди. И по ту сторону есть люди, придерживающиеся по крайней мере нейтралитета. И их станет больше, когда территория будет освобождена, — считает автор книг.

Он убежден, что Донбасс не готовят для интеграции с Россией. Наоборот, его удерживают в качестве разменной монеты в большой игре:

— И когда это произойдет, мы будем искать точки соприкосновения.

Процесс примирения может растянуться на десятилетия. Жители прифронтовых сел и городов будут дольше всех помнить эту войну.

О Крыме

Украинцы никогда не смиряться с аннексией Крыма и захватом восточных областей, убежден писатель.

Но если в случае с Донбассом свою роль в первую очередь сыграли социально-экономические факторы, то в Крыму было больше политики. Большая часть населения приветствовала действия России и готова терпеть последствия захвата полуострова.

— Крым вернется к нам не скоро. И то только в случае глобальных потрясений внутри России. Возможно, даже в результате ее распада, — убежден Бутченко.

«Я хочу, чтобы мои земляки посмотрели на себя в зеркало»

Проблема постсоветских обществ в том, что у них практически отсутствуют самокритика и самовосприятие, считает писатель.

Оглядываясь назад, журналист рассказал, что этой проблемой нужно было заниматься раньше, чтобы избежать событий на Донбассе:

— Люди должны были ощутить себя единым целым, осознать, что Украина — это их страна, а они — ее граждане.

По словам журналиста, он хочет, чтобы его книги стали тем самым зеркалом, в котором его земляки могут увидеть себя со стороны такими, какими они есть на самом деле.

Подытоживая, писатель предостерег, что обкатанная на территории Украины практика в любой момент может быть применена в других странах. В той же Эстонии, где есть города с преобладающим русскоязычным населением и пророссийскими настроениями.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)