«Монтаж корпуса реактора приостановлен»

Монтаж корпуса реактора приостановлен. Нештатная ситуация, которая 10 июля произошла на БелАЭС, не попадает под Конвенцию МАГАТЭ об оперативном оповещении о ядерной аварии, поэтому Беларусь не обязана была сообщать о ней.

Несколько лет назад на Игналинской атомной станции в Литве произошла утечка радиоактивных жидкостей. Это событие попадает под Конвенцию, однако Литва не уведомила об этом Беларусь, заявил 1 августа замминистра энергетики Михаил Михадюк во время общения с журналистами.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Конвенция МАГАТЭ об оперативном оповещении о ядерной аварии предусматривает, что МАГАТЭ, соседние страны и общественность необходимо информировать об инцидентах, которые вызвали или могут вызвать международный трансграничный выброс радиоактивных веществ. В случае с соскользнувшим корпусом реактора о таких последствиях речи не идет. На площадке нет ядерного топлива, объяснил Михаил Михадюк.

— Нештатная ситуация, которая у нас произошла, не попадает под конвенцию. Мы бы проинформировали общественность после того, как тщательно разобрались бы с этим случаем, — сказал замминистра.

Он напомнил, что Литва, отправившая Беларуси ноту в связи с нештатной ситуацией на АЭС, сама в 2010 году нарушила Конвенцию. После промывки контура реактора на Игналинской АЭС произошла утечка радиоактивных жидкостей. Это событие попадало под Конвенцию, однако литовская сторона не уведомила об этом Беларусь.

— А здесь на каждую нештатную ситуацию при строительстве, которую мы с первых минут берем на контроль, они бурно реагируют, — сказал Михадюк.

Он обратил внимание, что Литва в своей ноте потребовала незамедлительно провести оценочную SEED-миссию МАГАТЭ.

— Хотя Литва знает, что мы эту миссию заявили еще в октябре 2014 года. Знает, что в последние дни в Беларуси работала предварительная миссия МАГАТЭ. Литва прекрасно знает, что мы добровольно организовали проведение стресс-тестов, и к концу года мы их проведем. Однако опять появляются предъявления ноты.

«Литва призывает Беларусь пригласить независимых международных экспертов провести полную проверку строительных работ на Островецкой АЭС», — процитировал замминистра энергетики заявление литовской стороны.

— Скажите, кого мы не пустили на площадку? За последний год 70 делегаций побывали там, из них 12 иностранных. Почему посол Литвы в Беларуси отказался ее посетить, когда мы его пригласили?

Михадюк напомнил, что на строительной площадке АЭС побывал гендиректор МАГАТЭ Юкия Амано, а миссии этой организации приезжают в Беларусь в плановом порядке. На площадке были иностранные специалисты из многих стран, которые высоко оценили качество работ, добавил чиновник.

— Да, это стройка. Происшествия бывают, по нерадивости, может быть, и головотяпству отдельных должностных лиц. Но мы принимаем все меры, чтобы этого не допустить, а если случилось, то чтобы объективно разобраться, и чтобы это не повиляло на безопасность нашей будущей станции. Мы в первую очередь руководствуемся необходимостью безусловного обеспечения безопасности строящейся АЭС.

Замминистра энергетики отметил, что Беларусь на международном уровне (в рамках подписанных ею конвенций) отвечает за безопасность ядерных объектов на своей территории.

— И мы эту безопасность обеспечим.

Напомним, 25 июля в интернете стали распространяться слухи, что во время пробной установки 334-тонный корпус реактора для Островецкой АЭС рухнул на землю с высоты 2−4 метра. Произошло это еще 10 июля, однако Министерство энергетики Беларуси прокомментировало ситуацию лишь через 2 недели.

В ведомстве сообщили, что имела место «нештатная ситуация», не объяснив, в чем она заключалась. Минэнерго заверило, что заказчик проекта, РУП «Белорусская АЭС», немедленно затребовал у генподрядчика, российского АО «Атомстройэкспорт», все документы и сведения по инциденту и анализирует ситуацию.

К этому времени слухи об инциденте дошли до Литвы, и на них отреагировала президент Даля Грибаускайте. Она заявила, что «Беларусь уходит от ответов на вопросы о безопасности, не желает пустить наблюдателей».

28 июля литовское правительство вручило белорусскому дипломату ноту в связи с нештатной ситуацией. С начала года это уже третья нота от Литвы по поводу БелАЭС.

 

Также на эту тему:

Смогут ли литовские власти заставить Беларусь остановить строительство АЭС

«Росатом» заменит корпус реактора для Островецкой АЭС, если Беларусь этого потребует

Байнет досконально вычитал сообщение российских атомщиков

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)