«Чего жалуетесь? Вы же сами это приближали, как могли»
Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости, сказал в свое время Адам Смит. Такое впечатление, что в современной России взялись наглядно и многократно доказать эту простую мысль.
Вот читаешь проникновенную колонку Елены Исинбаевой в The New York Times и сердцем всецело на ее стороне.
«Я полностью поддерживаю борьбу с обманщиками, которые намеренно нарушают антидопинговые правила, убивают дух легкоатлетических соревнований, бросают тень на репутацию своей страны и партнеров по сборной, — пишет спортсменка. — Они должны понести ответственность, в конце концов именно из-за предосудительных действий этих людей я сейчас нахожусь в такой ситуации, что должна бороться за свое право соревноваться. Я понимаю, что ИААФ должна принять серьезные меры, чтобы искоренить употребление допинга. Но я не считаю справедливым запрещать мне и другим «чистым» российским атлетам, неоднократно доказавшим свою невиновность, выступать на соревнованиях...»
Искренне жаль Елену, для которой Игры в Рио должны были стать последними в карьере. Но, рассуждая логически, спортсменка такого опыта и такого уровня не могла не знать о том, как зарабатывали медали на международных соревнованиях, и в том же олимпийском Сочи, ее коллеги по команде. Знала, но молчала?
Может, боялась, что, если откроет рот, ей не дадут заниматься любимым делом? Или считала, что для победы все средства хороши и победителей не судят? Или просто не хотела «сдавать» товарищей — искренне считая, что она за других не отвечает. Трудно сказать, какими резонами она уговаривала свою совесть, и я ей точно не судья.
Но ведь российские победы, добытые с помощью «химии» и ФСБ, трудно назвать честными. А значит, по большому счету справедливо, что наши спортсмены теперь все под подозрением: и те, кто глотал допинг, и те, кто не глотал, но знал и молчал.
Когда на строительство сочинских стадионов не жалели бюджетных денег, когда из Имеретинской долины насильно выселяли людей, чтобы выстроить на месте их жалких хибар спортивные дворцы и отели, критикам этой стройки века отвечали: да хватит ныть, на это не жалко. Деньги в нашей стране все равно разворуют, а так хоть на праздник спорта пустят.
И праздник вышел на славу. Когда вся страна со слезами счастья на глазах следила за тем, как российские спортсмены, вопреки всем прогнозам, брали медаль за медалью, умолкли даже самые ярые оппоненты этих безумных трат. Тогда, на закрытие церемонии Игр, когда опять плакал олимпийский мишка, и у миллионов российских граждан от гордости за страну сдавило под горлом, казалось, были правы те, кто устроил этот праздник несмотря ни на что...
Сегодня олимпийский Сочи со всеми своими стадионами, отелями и набережными в плитке стал изгоем.
МОК, отреагировав на доклад о масштабе махинаций с допинг-пробами на зимних Играх — 2014, рекомендовал лишить Сочи права провести в 2017 году и чемпионат мира по бобслею и скелетону, и этап Гран-при по фигурному катанию, и этапы Кубков мира по биатлону и лыжным гонкам...
И это, кажется, только начало: если расследование WADA убедительно докажет миру, что медали российские добывали не столько спортсмены, сколько чекисты с химиками, то вряд ли сочинские олимпийские стройки без больших международных соревнований вообще когда-нибудь окупятся. Как говорится, «за все нужно платить».
Нравится ли мне такая справедливость? Конечно, нет. Ведь это и мои налоги в том числе пошли на олимпийские стройки и на масштабные церемонии открытия и закрытия Игр. Но, получается, и на допинг, и на зарплаты чекистам, которые так защищали честь родины через дырку в стене лаборатории, что опозорили ее на весь мир. Страну, не лабораторию.
И хотя за спортсменов — тех, конечно, кто честно добывал медали в Сочи, а сегодня оказался под подозрением в мошенничестве, — ужасно обидно, но и назвать то, что происходит, несправедливым не могу.
Ведь умом многие понимали, что в стране, где трудно назвать чистым многое — от выборов и присоединения Крыма до диссертаций и результатов ЕГЭ, — спорт не может быть безупречным. Просто в спорте труднее химичить — вот здесь в первую очередь и прорвало.
Завтра может прорвать на электростанциях, куда придут инженеры с липовыми диссертациями. В больницах, где врачами станут выпускники с купленными дипломами. Хотела написать: и в парламенте — но, кажется, там уже давно сбоит.
Да тот же допинговый скандал много говорит о состоянии спортивной науки. Если даже перейти на уровень аргументации российских функционеров и согласиться, что «сидят на допинге все, но ловят только наших», то невольно возникает вопрос: если все так, как в отчете независимой комиссии WADA, что же вы не ученых привлекли к операции «победа в Сочи», а чекистов? Что же вы не в «Сколково» изобретали новые химические формулы, а тупо пилили дырку в стене лаборатории? Или привлекали и изобретали, да не вышло ничего? Почему? Не потому ли, что реформа РАН и общее отношение к науке выгнали из страны самых патриотичных ученых?
Это и есть архаика: когда ставят не на мозги, а на отходы жизнедеятельности.
В соцсетях множатся ссылки на новость, что компания — разработчик игры в покемонов обошла по капитализации «Газпром», а российские сенаторы и политики на полном серьезе запрещают ловить покемонов у Кремля и подозревают в этих воображаемых фигурках западных бесов, подтачивающих нашу духовность. При этом они же обносят свои дворцы высокими заборами и увеличивают штат охраны, опасаясь, как я подозреваю, не столько бесов-покемонов, сколько вполне реальных представителей большой и нищающей на глазах страны. А нищета и преступность всегда рядом.
Сегодня, когда число бедных в стране растет в геометрической прогрессии, когда 75% опрошенных жалуются на резкий рост цен, вроде бы и надо спросить сограждан: чего жалуетесь? Вы же сами это приближали как могли?
«Искандеры» все еще хохочут — на них деньги в бюджете есть. И «Крымнаш». И Олимпиаду в Сочи выиграли, за ценой не постояв.
Просто мы, граждане, в этом ряду последние, вот на нас денег и не хватает. Но упрекать людей за слепоту, за то, что ложь они в который раз приняли за правду, тоже кажется несправедливым. Притом что и те 86%, что все это поддерживали, и те 14%, что были в ужасе от происходящего, сегодня расплачиваются солидарно. Ответственность в данном случае наступила коллективная. И что, писать слезное письмо в ООН, дескать, я не считаю справедливым, что на меня тоже распространяются западные санкции?
Лично я не верю ни в какое высшее возмездие — ни Божье, ни человеческое. Будь оно на земле, не доживали бы до глубокой старости нацистские палачи в окружении любящих внуков и правнуков. И МОК и WADA вовсе не карающие ангелы.
Я уверена лишь в том, что отказ от прогресса, намеренная ставка не на умных, а на послушных (не на ученых, а на чекистов, не на учителей, а на попов, не на «разрешить», а на «запретить») рано или поздно обязательно приводит к провалу. Сегодня мы видим это в спорте, а завтра, боюсь, увидим не только в нем.
Говоря проще, дураки и непрофессионалы даже спецоперацию провести по-умному не могут. Только тупо украсть или взять силой. Вот такая ложь действительно всегда выходит наружу. Ну а в ответе за нее, получается, все — и умные, и не очень. И причастные, и те, кто просто молчал.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное