Политика
Александр Класковский, naviny.by

Лукашенко играет с Западом под дамокловым мечом Москвы

Сокращением поставок нефти Александра Лукашенко «наказывают за разворот к Западу и критические высказывания в адрес России».

Так полагает процитированный агентством Reuters высокопоставленный источник в российском энергетическом секторе.

Можно ли считать, что из Москвы раздался политический звоночек, что белорусскому лидеру дают понять — его игры с Евросоюзом и США не вызывают восторга и будут караться?

Ранее московские чиновники высокого ранга объясняли намерение снизить поставки нефти (на 2,25 млн тонн, или примерно 40%, уже в третьем квартале) тем, что белорусская сторона недоплачивает за газ. Минск, в свою очередь, считает, что цена на газ завышена. Все это выглядело хозяйственным спором. Но теперь, кажется, вылезает наружу геополитика. Или нет?

Трещина между союзниками расширилась

Белорусские независимые эксперты солидарны в мысли, что нынешний геополитический тренд официального Минска не вызывает восторга у российской политической элиты.

На мой взгляд, особого доверия между Лукашенко и Кремлем никогда не было. Трещина между союзниками четко обозначилась с приходом к власти Владимира Путина (который стал прозрачно намекать на желательность вхождения Беларуси в Россию). Серьезное расхождение интересов проявилось и в контексте российско-грузинской войны 2008 года, когда белорусское руководство отказалось признать независимость Абхазии и Южной Осетии.

Наконец, эта трещина заметно расширилась под влиянием событий вокруг Украины. Минск мало того что не стал аплодировать действиям Путина, так еще и разыграл украинскую карту в партии с Западом.

Да, белорусская дипломатия всячески лавирует. Например, на днях делегация нашей страны не стала голосовать по крымской резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Умыли руки, чтобы не раздражать восточного союзника. Хотя в Москве наверняка предпочли бы, чтобы Беларусь проголосовала против, как это сделала Армения.

В России наверняка отследили в деталях и теплую встречу Лукашенко с главой американского посольства в Минске Скоттом Роландом по случаю завершения его миссии. Лейтмотивом этого разговора, прошедшего 6 июля, была тема независимости Беларуси.

«Вашингтон хотел, чтобы я вам передал: мы готовы и дальше сотрудничать с Беларусью, чтобы было хорошее будущее, — сказал американец. — Главное, чтобы территориальный суверенитет и независимость Беларуси были на самом высоком и крепком уровне».

Лукашенко в свою очередь заверил, что независимость для него — «это святое, это икона», что «мы никогда не согласимся с тем, чтобы быть несуверенным государством, быть зависимым от кого-то». Подчеркнул, что у Беларуси не может быть полноценной внешней политики без нормализации отношений с США.

Штаты ставят на независимость Беларуси

Этот вашингтонский акцент, что главное — независимость, может восприниматься и так: белорусского лидера не собираются особо прижимать за дефицит демократии в стране. Конечно, призывы к свободным выборам и соблюдению прав человека продолжатся, а Минск со своей стороны продолжит миллиметровые уступки.

Но де-факто Беларусь даже под властью авторитарного Лукашенко по большому счету устраивает США, НАТО, Евросоюз, если будет играть роль некоего буфера в рамках политики сдерживания России.

Во всяком случае, после февральского снятия санкций ЕС с руководства Беларуси ее дипломатия продолжает победное шествие по Европе (при том что свободы внутри страны не стало больше — репрессий, пожалуй, чуть меньше).

В частности, министр иностранных дел Владимир Макей, находясь с визитом в Риге, заявил 7 июля, что Беларусь готова начать работу по заключению с ЕС базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

О размещении батальонов НАТО в странах Балтии и Польше министр высказался так: «Мы можем понять логику наших партнеров, почему они это предпринимают, хотя не поддерживаем эти шаги». Макей добавил: «Мы не рассматриваем это как прямую угрозу нашей безопасности». И наконец, дал понять, что Минск по-прежнему не хочет размещения на белорусской территории новых российских военных объектов.

Весь этот каскад заявлений — тоже набор раздражителей для Москвы. Видите ли, натовцы для белорусских властей — партнеры с понятной логикой, а вот восточному союзнику, который столько лет субсидировал, был показан кукиш, когда зашла речь о планах разместить российскую авиабазу в Бобруйске.

Где Кремль провел красную линию?

И все же об экономическом наказании Москвой Лукашенко за «разворот к Западу» говорить пока преждевременно, считает эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.

«Я бы не спешил утверждать как факт, что поставки российской нефти сокращаются из-за политики Минска в отношении Запада», — отметил Карбалевич в комментарии для Naviny.by. Все же не в энергетическом секторе определяется политика Москвы, подчеркнул политолог, комментируя заявление анонимного источника Reuters.

«Думаю, пока эти войны чисто экономические», — говорит Карбалевич. При этом, по его мнению, маневры Минска на западном направлении Москву действительно раздражают, но пока это раздражение «практически не выплескивается в публичную сферу».

В общем, похоже, что на сегодня Лукашенко удается балансировать на грани. Что Кремль может счесть ее переходом?

Так могут быть восприняты некие «формально-юридические действия Беларуси по дистанцированию от России и сближению с Западом», полагает Карбалевич. Например, если бы Беларусь подписала с Брюсселем соглашение об ассоциации, как Украина, Молдова, Грузия. Но пока речь идет о другом, более нейтральном базовом договоре, подобном тому, который давно есть у России с ЕС, поясняет собеседник Naviny.by.

Если бы Беларусь начала процесс выхода из ОДКБ, ЕАЭС, демонтажа Союзного государства, то это тоже было бы воспринято Москвой как переход красной линии, сказал Карбалевич.

Без лавирования режиму не выжить

Со своей стороны, минский аналитик-международник Андрей Федоров не исключает, что даже при нынешнем плавном положительном тренде в отношениях между Беларусью и Западом «Москва после пары «звоночков» может открыто применить против Минска экономическое оружие».

В таком случае, сказал Федоров в комментарии для Naviny.by, белорусским властям, вероятно, придется притормозить процесс нормализации отношений с Брюсселем и Вашингтоном. Ведь Запад, подчеркнул аналитик, не сможет компенсировать Беларуси потери от подобных гипотетических действий России.

От себя добавлю: Лукашенко четко видит красные линии и не станет играть с огнем. Да и собственный менталитет удерживает его от братания с западниками. Нынешний белорусский режим ценностно несовместим с целью вступления в ЕС. Тем более не пойдет Лукашенко в НАТО.

Но ползучую нормализацию отношений с ЕС и США (да и партнерство с Североатлантическим альянсом, пусть и ограниченное) белорусский руководитель постарается продолжить. Потому что сегодня это вопрос выживания режима.

Московские субсидии так или иначе сокращаются (в частности, белорусскую нефтянку может подкосить налоговый маневр в российской нефтяной отрасли). Беларуси нужны западные технологии, кредиты, инвестиции. А в политическом плане важно избежать втягивания в холодную войну.

При этом до последнего будут использоваться и возможности выжать ресурсы из Москвы.

У Минска ведь выбор внешнеполитических стратегий невелик. Поскольку о трансформации режима, изменении ценностных ориентаций речи не идет, то, по большому счету, остается только лавировать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)