Комментарии
Валерий Ширяев, Новая газета

«Если ни полушки не заработавший человек демонстративно рассекает плебеев своим Гелендваген, он в жизни не пропадет»

Выпускники Академии ФСБ уничтожили собственную профессиональную репутацию, не успев начать службу.

21 июня среди бела дня выпускники академии ФСБ отпраздновали окончание учебы и присвоение первого офицерского звания в формате похабной кавказской свадьбы (но без стрельбы в воздух), проехавшись по главным улицам Москвы на трех десятках Mercedes-Benz Gelandewagen. В дальнейшем в Сети появились и коллективные фото счастливых выпускников.

Возмущенному Александру Михайлову (генерал-майор ФСБ в отставке, 15 лет на оперативных должностях), потребовавшему наказать инициаторов, распальцованный сопляк, назвавшийся в эфире радио «Говорит Москва» участником автопробега, указал, что тот не имеет чекистского образования и вообще должен гасить публичный резонанс события. Проще говоря, если курсант обделался, генерал из корпоративной солидарности обязан подтереть ему задницу и не морщиться при этом.

Боюсь, что слушатели Академии ФСБ в большей части не читают книг, ведомственные учебники держат за груду устаревшей макулатуры, а профессиональный успех старших коллег — чекистов, следователей и прокуроров — оценивают по машинам, в которых те ездят. Gelandewagen — образ мечты и светлого будущего, в которое они и решили стартовать солнечным утром 21 июня.

Мы ускоренно прошли много стадий развития. Выпускницы когда-то мечтали о валютной проституции. Вскоре модной стала карьера бандита, а спустя несколько лет родители считали лучшим выбором для ребенка жизнь милиционера в гуще частного бизнеса — «на земле работать будет, и нас, и внуков обеспечит».

Сегодня молодой дагестанец, переехавший от безработицы во Владимирскую область и поступивший в Московский кадетский корпус, рассказывает сыну моих знакомых, что будет служить только в ФСБ, и глаза его туманятся от сладкой мечты. Видит ли он там кровавый штурм ваххабитского убежища или чемодан с ежемесячным откатом, принесенный беззащитным коммерсантом, одним из многих? Бог весть, но демонстрация своих представлений о жизни свежеиспеченными лейтенантами ФСБ говорит скорее в пользу второго варианта. Ведь это нам с вами заезд курсантов напомнил кавказскую свадьбу. Но ему-то он показался копией проезда кортежа ФСО с номерами ЕКХ.

А ведь вся большая семья деньги копила, чтобы этот парень попал из махачкалинской школы в Московский кадетский корпус. Может, и не напрасно. Посмотрите, какие автомобили сегодня ставят у здания рядом с редакцией коллеги чекиста, следившего за Анной Политковской по заказу ее убийц. Большую часть этих машин невозможно купить на их зарплату, которая сегодня уже ни для кого не секрет.

Согласно открытому великим Вавиловым закону гомологических рядов, холоднокровная рептилия ихтиозавр и теплокровный млекопитающий дельфин, обитая в одной среде, приобретают схожие свойства и очертания. Все спецслужбы мира — и в автократиях, и в демократиях — действуют в одних условиях. Они разыскивают преступные организации, действующие в глубокой конспирации, и противостоят им в негласной борьбе, выныривая на публичный уровень лишь на стадии передачи дела следователю.

Непубличность, закрытость, готовность работать под чужим флагом — первое условие, стоящее в длинном ряду необходимых профессиональных качеств оперативного сотрудника. И в царской охранке, и в КГБ СССР это понимали не хуже, чем в МИ 5 или ФБР. Да что там профессионалы — вся наша страна волновалась: узнают ли Шарапова в банде Горбатого в лицо? А вдруг кто-то видел его на обыске или у подъезда УГРО?

Пять лет преподавали эту немудреную науку, обозначенную в ведомственных учебниках как «оперативное искусство» участникам позорного автопробега. Они не замедлили дискредитировать своих преподавателей, показав, что понимают под профессионализмом: публичный гонор, сословную спесь и радости жизни вне закона и над законом.

Невозможно представить добровольную полную расшифровку оперативных сотрудников в Англии, Китае или Израиле без последствий для участников дикой выходки.

Корпоративные традиции даже обычных полицейских в США вынуждают посещать только свои специальные питейные заведения, где и бармены — из отставников.

Традиции эти негласные, но свято чтутся и развиваются, никто не в праве их преступить. Провал в преемственности, зафиксированный во многих отраслях и школах при переходе из СССР в РФ, не минул и спецслужбы. Но если правящие круги действительно стремятся утвердить многочисленными арестами и отставками новые правила для российской элиты (как на это намекают правительственные СМИ), они не могут делать исключения для спецслужб, как важной ее части.

Многие скажут, что корпоративная этика и понятия о чести — газон, который стрижется 300 лет. Да, стричь надо было еще вчера. Но не важно, строит ли Кремль новый Сингапур, готовит диктатуру или либеральный поворот, начинать надо.

Я бы доверился для начала деловым качествам участников пробега. Снял бы с них погоны и отправил в большую жизнь. Уволить 50 вчерашних курсантов, невзирая на их пап и дедушек, все-таки легче, чем снять в одночасье с должностей 50 человек командного состава Балтийского флота. Ведь очевидно, что если ни полушки не заработавший еще молодой человек демонстративно рассекает плебеев своим Mercedes-Benz Gelandewagen, он в жизни не пропадет. Не извольте беспокоиться. Ведь настоящим опером все равно уже не станет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)