Рабочие «Беларуськалия», МАЗа, МТЗ и БелАЗа рассказали о своих зарплатах
«Вот на заводе люди и за три миллиона работают», — подобные реплики можно встретить фактически при любом обсуждении доходов белорусов. Но так ли это на самом деле? И каковы заработки на пресловутых заводах в кризис?
Onliner.by решил спросить об этом у самих заводчан. Четыре сотрудника белорусских предприятий-флагманов рассказали о своих бюджетах, тратах, планах и мечтах.
«Раньше на МТЗ была 13-я зарплата, теперь нет»
Алексею 33 года. Вот уже 15 лет он работает на одном из самых известных заводов страны — Минском тракторном заводе. По специальности мужчина слесарь-ремонтник.
— У меня зарплата сдельно-премиальная. Все зависит от количества отремонтированного оборудования и категории сложности. Подработать в цеху как-то не удается, — говорит Алексей. — Есть план по ремонтам. Но еще оборудование может в любой момент сломаться. Бывают дни с загрузкой под завязку, а бывает и так, что ничего не ломается. Средняя зарплата у меня — 5,5—6 млн. Платят в две части: 2 млн — 15-го числа, остальную часть — до 25-го. Это уже чистыми, на руки. Зарплата в белорусских рублях не менялась вот уже года три. А в долларах, конечно, упала: раньше это было $ 500, а сейчас $ 250. Вот у меня с отпускными вышло 14 млн. Это много. Такой зарплаты у нас нет.
По словам Алексея, когда-то на МТЗ была 13-я зарплата, но сейчас ее нет. Доплачивают за выслугу лет. Максимальная сумма, которую Алексей получал по этой графе, — до миллиона.
— Премии у нас бывают. К примеру, из фонда руководителя. Сам начальник может выделить каких-нибудь 200 тыс. Или делают доплаты за экономию электроэнергии, — объясняет он. — Еще у нас на заводе есть соцсоревнование между цехами. Так и называется — «соцсоревнование». Оценивают цеха по тому, как выполнили планы, были ли пьяные на работе, украли ли что-то и так далее. Если есть «залеты», цех с соревнования снимают. А лучшему платят премии.
Мужчина живет в своей квартире с женой и 9-летним сыном. Бюджеты у них с женой раздельные.
— У меня жена получает больше, чем я. Она работает мастером на частном производстве, и зарплата у нее — 8 млн, — говорит Алексей. — Я мужчина неизбалованный. Купил два раза в год джинсы, пару кофт — мне хватает. А вот жена каждый месяц хочет что-нибудь новое. Она два дня на работу в одном и том же не ходит.
Коммунальные платежи семьи — на Алексее. Всего в месяц жировка, телефон и интернет тянут на 1 млн рублей.
— За кружки и дополнительные занятия ребенка платит уже жена, — говорит Алексей. — Одно занятие — 30—50 тыс., а за месяц выходит полмиллиона.
Еду в семье также покупают сообща. Как правило, затариваются по-крупному, на пару недель. Из бюджета Алексея уходит еще около 2 млн.
— Ну а уже мелкие покупки типа хлеба, молока делаю я. Как правило, на ценник не смотрю, стараюсь смотреть на качество. Сосиски и колбасы берем гродненские. Мясо — шею покупаем. Субпродуктами не питаемся, — говорит Алексей. — Я еще курю. Пачки мне на дня три хватает.
— Иногда мы выбираемся в кино или в кафе. В отпуск в прошлом году съездили в Болгарию.
Алексей говорит, что еще сейчас они делают ремонт в квартире. К примеру, недавно закончили комнату сына.
— Последняя крупная покупка — диван для сына в комнату. На прошлой неделе мы сложились и купили жене телефон, — объясняет мужчина. — Сейчас вот хочу ремонт сделать во всей квартире. И хочется, и колется. Так что деньги пойдут туда. Я кредиты брать не люблю. Лучше накопить, если уже так сильно нужно. Но откладывать не особо получается.
Меня устроила бы зарплата в 10 млн. Это те деньги, с которыми я бы ни в чем себя не ограничивал. А то так пойдешь в магазин, сынок говорит: «Хочу LEGO». А ты посмотришь на этот LEGO и говоришь: «Не, сына, давай на день рождения».
«С зарплатой на МАЗе за год смог отложить около 20 млн»
Серафиму 21 год. Выпускник молодечненского ПТУ №21, он работает в строительно-ремонтном цеху еще одного знаменитого предприятия Беларуси — Минского автомобильного завода.
— По профессии я штукатур 4-го разряда, — рассказывает парень. — Зарплата варьируется от 4 млн до 6 млн. У мастеров выше — 6—7 млн.
Живу в общежитии. Плачу за него где-то 200 тыс. Раз в два месяца покупаю проездной на 20 поездок — это еще около 100 тыс.
Парень говорит, что на еду особо не тратится: питается кашами типа риса и гречки. Мясо покупает изредка. В общем, на еду в месяц у него выходит около миллиона.
— Вот мой обычный чек из магазина, — показывает фото Серафим. — Вы видите, это молоко, хлеб, сметанник и вода. Уложился в 50 тыс. Иногда бывает меньше.
Парень говорит, что в кафе ходит редко. Основной аргумент — проще приготовить еду дома, чем переплачивать.
Остальные деньги (а это 2,7—4,7 млн), по словам Серафима, идут на одежду, бытовую химию и другие нужные вещи.
— В кино и музеи хожу редко. Одному скучно, а друзья чаще всего заняты, — говорит он. — За границу в отпуск не ездил никогда. Вы знаете, и не планирую. Я считаю, что лучше отдохнуть дома, чем платить бешеные деньги за то, чтобы поехать куда-то за границу. Как признается сам парень, последняя его крупная покупка — ноутбук за 5,8 млн. Купил его парень два года назад. Говорит, что скопил сам.
— Кредиты или рассрочки всякие не беру, предпочитаю оплачивать сразу все, — объясняет молодой человек. При этом, по словам Серафима, остальные свободные деньги он старается откладывать.
— За год работы на заводе удалось отложить где-то около 20 млн, — делится парень. — Конечно, мне хотелось бы зарплату побольше, но и эта меня устраивает. Для такого времени деньги довольно неплохие.
«На БелАЗе за разряд могут доплатить тысяч 300—400»
Виктору 23 года. Он наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики на Белорусском автомобильном заводе — на том, что выпускает знаменитые карьерные самосвалы. Работает парень там почти два года.
— У меня 5-й разряд, работа в три смены, — говорит Виктор. — В итоге зарплата составляет 5,9—6 млн. С премиями сложно. Какое-то время были премии за идеально выполненную работу. Теперь такого нет. Урезали. Если есть желание, подработку найти можно. В краткосрочной перспективе подработать у нас особо негде, в долгосрочной же можно освоить смежную специальность и тоже подрабатывать. Можно повысить разряд, там оклад больше тысяч на 300—400. Но от оклада уже считаются премии, надбавки другие. Вот и получается, что суммарная зарплата выше.
Виктор живет с родителями в Жодино. Поэтому съемное жилье денег не съедает.
— Сначала я оплачиваю счета за телефон и интернет, — говорит парень. — За телефон выходит около 200 тыс., так как много звоню по работе. И еще столько же приходится тратить на интернет.
Виктор дает родителям пару миллионов на оплату «коммуналки» и еду. Кроме того, у парня есть кредит за ноутбук — это еще около миллиона из бюджета.
— Кредиты я беру очень редко. В этот раз выхода особо не было. Накопления отсутствовали, поэтому пришлось купить так, — говорит он.
В итоге на все про все у рабочего БелАЗа остается около трех миллионов. Где-то он помогает родителям, что-то тратит на одежду, бытовую химию и развлечения.
— Я считаю, что нужно хорошо отдыхать, а то можно потерять вкус к жизни. Да и работать тогда приятнее. Особенно когда отдых хороший и культурный, — объясняет парень. — Очень люблю страйкбол. Это одно из моих главных увлечений. Обожаю рыбалку. Свободные деньги идут и сюда. Иногда выезжаю в кино или театр в Минск. От нас до столицы 40 минут на маршрутке. В отпуск стараюсь ездить куда-нибудь по Беларуси. Этим летом хочу в Гомель. Никогда там не был. Выехать куда-то далеко не получится: два моих замечательных друга решили сыграть свадьбы. Так что все деньги, которые были отложены, уже распределены.
Виктор говорит, что с его работой хотелось бы получать миллионов 8. Говорит, тогда он смог бы нормально жить.
— Я не скажу, что у меня маленькая зарплата или что меня как-то там ущемляют. Нет. Но на мой субъективный, конечно же, взгляд, за такую работу можно было бы платить и 8 млн, — заключает парень.
«Да все знают про наши крутые зарплаты на „Беларуськалии“»
Солигорчанин Олег — молодой горняк. Парню нет еще и 30. Работает он в ОАО «Беларуськалий» машинистом горных выемочных машин. Проще говоря, именно он добывает калийную соль.
— Работа тяжелая, на глубине. Смена — 7 часов. Всего у нас четыре смены: утренняя, дневная, вечерняя и ночная, — говорит парень. — Зарплата зависит от того, сколько породы мы достанем. Больше сделаешь — больше получишь. Платят хорошо — 23—30 млн. Вот в прошлом месяце у меня было 23 млн, к примеру. Жаль, расчетники выбрасываю, так бы вам показал. Бывают у нас и премии за хорошую работу. Обычно не меньше 2 млн могут добросить. Плюс различные доплаты. Никого не обижают, как видите. Хотя да, работа вредная.
Олег развелся с женой и сейчас живет в своей квартире один. Холостяцкий бюджет парень тратит исключительно на самого себя.
— 400 тыс. у меня ушло на «коммуналку», еще столько же на интернет и телефон, — перечисляет он. — Около 2,5 млн потратил на топливо. Купил машину Audi A8. Про еду не скажу, очень сложно посчитать. Я, как правило, на цены не смотрю. Беру то, что нравится. Вот последнее, что покупал: молоко, творог, фрукты, мясо, хлеб.
По примерным прикидкам Олега, на еду у него выходит где-то около 4 млн в месяц. Парень посещает тренажерный зал, поэтому часть денег идет на занятия и дополнительное питание.
— Откладывать стараюсь по $ 400—500. Каждый раз по-разному выходит, — объясняет Олег. — Машину хочу купить поновее. Зимой вот ноутбук приобрел, осенью — iPhone 5s за 9 млн. Хороший.
По словам парня, рестораны, бары и кафе — это стабильные еженедельные развлечения. Парень позволяет себе съездить в Минск на концерты и open-air.
— Отдыхать тоже стараюсь не в Беларуси, — говорит парень. — Вот в прошлый отпуск съездили в Дубай. Обошлась мне поездка в $ 3 тыс. Отдохнул здорово, честно скажу.
Олег говорит, что его вполне устраивают и работа, и зарплата.
— Понятно, что человеку всегда мало денег, — делится соображениями он. — Я вот уже думаю, что было бы здорово получать 100—150 млн.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное