Как Юрий Чиж, которого задержал КГБ, стал миллионером
История успеха самого богатого белоруса страны.
По мнению экспертов интернет-издания «Ежедневник», Юрий Чиж занял первое место в рейтинге самых влиятельных и успешных бизнесменов Беларуси.
В печатной версии «Нашей Нивы» в 2011 году был опубликован материал о пути Юрия Чижа к успеху.
Чиж руководит футбольным клубом, но играет в хоккей. Фото Сергея Гудилина.
Свое жилье миллионер построил, и не одно. Фото Сергея Гудилина.
***
Миллионер в государстве для народа
В списке белорусских миллионеров, опубликованном в начале века, Юрий Чиж занимал восьмое место. Его активы оценивали всего в $ 46 миллионов — ничто по сравнению с российскими олигархами. Но в Беларуси среди бизнесменов Чиж занимал третью позицию. Выше были только «оружейник» Владимир Пефтиев и доверенное лицо Ивана Титенкова Виктор Логвинец, который в конце концов cбежал в Москву.
Прошло десять лет. Империя Чижа уверенно разрослась во всех направлениях, а его имя оказалось в первой строке нового бизнес-рейтинга. Но выходить под софиты и телекамеры олигарх не спешит. Чиж не любит лишней шумихи.
«Бедный» родственник
Вся информация о Юрии Чиже в белорусском медиапространстве фактически сводится к нескольким беседам с корреспондентами «Прессбола», в которых он представляется богом и хозяином футбольного минского «Динамо», а также нескольких ностальгических интервью. В одном из них миллионер рассказывал, каким талантливым учеником был в школе, признавался, что «снимает квартиру», так как «еще не построил дом», и жаловался на недостаток свободных денег. Умение не привлекать к себе лишнего внимания — то, что отличает белорусских олигархов от российских и украинских.
Плодовитая деревня
Будущий миллионер родился в маленькой деревне Соболи под Березой в Брестской области в 1963 году. Юра был младшим из шести (!) сыновей в семье. Соседские семьи тоже были многодетными.
«В наших Соболях очень сильная баптистская община, — объясняют односельчане Чижа. — Вот дети и рождались один за другим». Любопытно, что отец олигарха, Александр Чиж, был православным, а мать стала баптисткой. Самого же Юру в молитвенном доме никогда не видели.
Семейный бизнес
Родители Чижа были простыми людьми, и род его из крестьян. По словам соседей — семьи Желудков (с их сыном Юра дружит до сих пор), отец во время войны попал в плен к немцам. Был в концлагере, но выжил и вернулся домой.
«Володя, Женя, Витя, Саша, Толик... Ну и Юра, конечно!» — перечисляют соседи имена братьев-Чижей по старшинству. Старшего из них уже нет в живых. Владимир работал председателем местного колхоза, а потом судьба забросила его в приграничную Малориту, где он работал директором овощесушильный фабрики.
Семейное дело — Березовское предприятие «Вариант» по производству окон и дверей — создано на средства Юрия. Продукцию производят из дерева, но есть и алюминиевые изделия. Саша с Толиком поныне управляют «Вариантом». Горожане их уважают, но не очень любят — говорят, что братья загордились.
Ранее вместе с ними работал брат Евгений. После выхода на пенсию он вернулся в родную деревню — поддерживает родительский дом. Недавно умер и он.
А желтый дом на краю деревни отремонтирован и выгодно выделяется на фоне соседних серых мрачных домов. Просторный двор с не самым современным автомобилем, недавно покрашенная беседка и сложенный во дворе шифер — вот нехитрая панорама Чижовского дома.
Мать братьев, когда у нее появились серьезные проблемы со здоровьем, переехала к одному из сыновей в соседний Белозерск. Там Вера Петровна и умерла летом 2012 года.
Шалопаистый химик
Ближайшая к Соболям школа находилась за пару километров, в соседних Ревятичах. Туда ходили все братья. «Соболянцев было так много, что из них укомплектовали целый класс», — вспоминает тогдашний директор школы Иосиф Дубский.
Когда Юра получал среднее образование, олимпийская трасса Москва—Брест (нынешняя главная дорога страны) прошла как раз между деревнями, оставив их по разным сторонам дороги.
Как учился младший Чиж — загадка для будущих биографов олигарха. «Учился хорошо. Средний балл был 4,47. Было бы 4,5, сдавал бы при поступлении в Политехнический институт два экзамена, а так пришлось сдать четыре. Мне все легко давалось, но я был самым недисциплинированным в классе», — так рассказывал Юрий Чиж в интервью «Прессболу».
Местные жители рассказывают другое. «У него были лучшие оценки по химии. Ну и по физкультуре, конечно же», — говорит школьный учитель. Вспоминает и интересный эпизод. На один и тот же день Юру пригласили участвовать в олимпиаде по химии и в какой-то спартакиаде — не то по борьбе, не то по лыжам. Чиж выбрал спорт, чем очень разочаровал школьную учительницу химии. Но то, что в юности Юра был шалопаем, не отрицает никто, даже он сам. «Был ленивым, но дуже ловким» — подытоживает старожил Соболей дед Володя.
Показательная разруха...
Соболи остались в тени успешных и презентабельных Ревятичей. Деревня вымирает. Здесь проживает семьдесят человек, но местность выглядит пустынной. Лукашенко сюда никогда не заезжал. «Его сюда не повезут. Мы бес-пер-спективные, — напряженно выговаривает один из стариков. — И ферма у нас «загнивает» — ему такое не показывают».
Вся гордость за земляка досталась именно Ревятичам. Сюда возят и уважаемых гостей из столицы, и иностранные делегации. И школу, и футбольное поле можно заметить с трассы.
В чистом поле — и вдруг настолько облагороженный «оазис». Но хотя деревня и расположена у самой трассы, назвать ее потемкинской не повернется язык.
...И показательная роскошь
Своей школе Чиж стал помогать, как только вышел закон о спонсорской помощи. Самая первая помощь — приобрел компьютеры. А детям на Новый год всегда дарил сладкие подарки от Деда Мороза.
Сегодня школа — одна из лучших в области по техническому оснащению. Может, и проигрывает той, что на родине Петра Прокоповича, в Томашовке, но у Нацбанка свободных средств, наверное, было побольше... В Ревятичах и искусственное покрытие на футбольном поле, и мультимедийные установки в классах — где проекторы, где мультимедийные доски.
Стены здесь не просто покрасили, а приглашали лучших художников области. «От старой школы у нас остались висеть только электронные часы над входом» — приводит показательный пример бывший директор школы. Школу полностью перестроили, оставив от старого здания только фундамент.
Мало кто из старых учителей успешно вписался в эпоху новых технологий. Заменили и директора. Нового руководителя выбрал сам Юрий Чиж. Это бывший городской физрук, который переехал в деревню вместе с семьей. Ему всего тридцать лет, и с техникой он на «ты».
Новое поколение не выбрало «Трайпл»
В реконструкцию школы вложили огромные деньги — 400 миллионов рублей бюджетных денег и еще 3,5 миллиарда рублей от Чижа. По тогдашнему курсу вклад миллионера составил более $ 1,5 миллиона. Чиж лично контролировал строительство. «Однажды приехал, увидел, что рабочие положили не совсем ровную стену. Так приказал разогнать всю бригаду, а новым строителям пришлось разобрать стену и только потом класть новую», — легенды о строгом, но справедливом Чиже передаются из уст в уста.
Говорят, что однажды на встрече выпускников кто-то из школьных приятелей подошел к олигарху и попросил замолвить слово в Минске, даже не за себя, а за сына или внука. Чиж был в ярости: «Я по родству даже на работу никого не беру!»
Но не все в районе бесспорно подчиняются миллионеру. Чиж подарил школе мини-бар. Ходит легенда, что там предполагали продавать (или даже разливать бесплатно) газировку от «Трайпла». Но санстанция упёрлась: никакой газировки в школе! «Вот и стоит теперь бар как памятник», — шутят учителя.
На МТЗ бился головой о стену
Получать образование Юрий Чиж отправился в Минск. В 1980 году он поступил в Политехнический институт на энергетический факультет.
«Окончил институт — возникла проблема трудоустройства. Из Минска уезжать, конечно же, не хотелось, — рассказывал сам Юрий Чиж. — А у нас самое близкое распределение — Смоленская АЭС. Хорошо, что деканом был мой земляк. Простой мужик, мы с ним решили вопрос, и отправился я применять полученные знания на МТЗ».
Карьерный рост довел Чижа за семь лет до уровня руководителя энергослужбы корпуса. Но предпринимательская жилка хотела большего. Будущий миллионер предложил тогдашнему руководителю завода Ивану Кулешову создать на предприятии кооператив. Однако начальник советской закалки шарахался от подобных энтузиастов. Несколько лет тщетных попыток проявить инициативу — и в 1992 году Юрий Чиж увольняется с МТЗ. В Соболях все в один голос твердили нам фразу, которую якобы именно тогда произнес Чиж: «Больше я на государство работать не буду!»
В том же году Юрий Чиж основал свою первую компанию — «Трайпл»...
Первая прибыль от машины водки
Это сейчас «Трайпл» — известный бренд, который приносит своему владельцу хорошие деньги. Но начиналось все с малого. «Арендовал комнату в районе кинотеатра «Мир», — вспоминал Юрий Чиж. — Назначил себя директором, бухгалтера взял. Первый опыт оказался успешным — заработал полторы тысячи долларов на перепродаже машины водки. Стартовый капитал сколотил, потом начали брестские ковры продавать в Россию. И так пошло-поехало...»
После того, как удалось сколотить стартовый капитал на посреднической торговле, Чиж открыл два производства — безалкогольных напитков и пластика.
Капитал на родине
В самой Березе Чиж выкупил местный комбинат силикатных изделий. Выкупил без тендера. Предприятие обошлось ему всего в $ 148 тысяч. Миллионер провел реконструкцию и закупил качественное немецкое оборудование. Теперь ОАО «Березовский комбинат силикатных изделий» — одно из самых высокооплачиваемых предприятий в городе. «У нас средняя зарплата больше $ 700» — гордятся работники комбината зарплатой далеко не районного масштаба.
Еще одним березовским предприятием, «Вариантом», управляют братья Чижа — Александр и Анатолий. Здесь занимаются изделиями из дерева. «Это предприятие создавалось для братьев», — признается Чиж. Интерес представляет список клиентов компании — далеко не единственного игрока на этом рынке. А клиенты как на подбор — Министерство иностранных дел России, Белорусская православная церковь, железная дорога (в частности, вокзал в Минске).
В Березе Чиж выкупил и казармы XIX в. В их зданиях теперь располагается оптовая база.
Собственный ледовый дворец
В Березе Чижа считают параллельным градоначальником. Высокий статус предполагает и дополнительную «социальную нагрузку». Для миллионера она вылилась в строительство ледового дворца в Березе. В отличие от соседних Пружан, где спортивный комплекс строился за бюджетные деньги и теперь принадлежит райисполкому, Березовская арена находится в собственности «Трайпла». Об этом свидетельствуют и флагштоки у входа во дворец. Рядом с государственным и районным флагами развевается фирменная эмблема.
Позаботился Чиж и о спортивном увлечении своей юности — борьбе. Помимо катка, в ледовом дворце — современный борцовский зал площадью 390 м2.
Односторонний бартер
Чиж не обходит своим вниманием и Минск. Миллионер давно на короткой ноге со столичными властями.
Самая известная и одновременно самая скандальная история связана со строительством огромного жилого комплекса у Троицкого предместья. Проект Чижовского дома «У Троицкого» не критиковал разве что ленивый. Не будем в очередной раз попрекать создателей проекта безвкусицей, а напомним, каким образом Юрий Чиж получил престижную площадку.
В сентябре 2009 года Александр Лукашенко подписал указ №460, в котором обязал компанию «Трайпл» в 2009—2011 гг. осуществить проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию крытого катка по проспекту Дзержинского в Минске.
Объект должен был включать две ледовые площадки и многое другое... Причем компания Чижа была обязана вложить собственные средства и затем бесплатно передать крытый каток в коммунальную собственность Минска. На бумаге вырисовывался двусторонний бартер — в обмен «Трайплу» отдавали площадку у Троицкого предместья. Причем государство даже брало на себя расходы по отселению собственников снесенных домов на месте элитной стройки. Стоимость некоторых квартир в «доме Чижа» превышает миллион долларов!
А что же с катком? Он был открыт совсем недавно. Не с двумя ледовыми площадками, а с одной, да еще и «усох» на два этажа.
«Папа ходит в хоккей играть или как на работу?»
Персональные президентские указы не внове для Юрия Чижа. Например, в 2010 году он получил приказ построить комплекс зданий по обслуживанию делегаций на территории Национального парка «Беловежская пуща». Предполагалось, что это будет еще одна резиденция Александра Лукашенко.
Именно выполнением таких спецпоручений главы государства Чиж и зарабатывал свой статус. Например, строительство горнолыжного центра в Логойске. Вот как описывал историю создания комплекса сам Чиж: «Лукашенко катался на лыжах в российской Красной поляне и буквально заболел идеей создания подобного центра у нас. Сказал мне: “Юра, там мне австрийцы все время мозги дурят насчет строительства в Логойске горы, съездил бы ты, посмотрел на те места и прикинул, что там можно сделать”. Съездил, затем аналогичные центры в Подмосковье посетил. Прикинул их сильные и слабые стороны, чтобы чужих ошибок не повторять, а когда созрел окончательно, сказал президенту, что “Трайпл” за это возьмется. Если, конечно, нам будет обеспечена разумная поддержка государства и самостоятельность в принятии решений. Президенту мои доводы показались убедительными, и он дал добро».
Юрий Чиж — постоянный участник «президентского» хоккея. Насчет своего энтузиазма в ледовых баталиях миллионер позволил себе многозначительное воспоминание: «У жены дочка как-то спросила: “Мама, а папа ходит в хоккей играть или как на работу?” Не помню, что супруга ответила, но я бы на ее месте задумался....»
Проблема в тренерах или в президенте?
Как спортивный анекдот большинство футбольных болельщиков Беларуси воспринимает ситуацию с минским футбольным «Динамо» — любимым «детищем» Юрия Чижа.
Авторитарный стиль управления всегда приводит к конфликтам. С декабря 1999 года, когда миллионер возглавил футбольный клуб, в нем сменилось более 25 главных тренеров! Все они не удовлетворяли президента-Чижа, и им пришлось уйти из команды. При этом на специалистов выливали традиционный набор оскорблений. Достаточно сказать, что основного соперника минчан, борисовский БАТЭ, за это время тренировали всего три человека, а успехов клуб достиг намного больших.
Проявил себя Юрий Чиж и в другом спортивном увлечении — борьбе. Он является руководителем республиканской федерации именно в этом виде спорта. Вместе с тем он входит в центральный совет «Президентского спортивного клуба» Дмитрия Лукашенко и является членом Национального Олимпийского комитета.
Временные трудности
Но последние десятилетия для Чижа не всегда были столь успешными и беззаботными. Черной датой для миллионера могло стать 29 мая 2007 года. Буквально через несколько часов после ареста тогдашнего главы «Белнефтехима» Александра Боровского в результате операции спецслужб был задержан и Юрий Чиж. Правда, вскоре его отпустили под подписку о невыезде.
Опасность нависла над миллионером и в 2011 году. «Трайпл» попал в «черный список» компаний, против которых Евросоюз ввел экономические санкции.
Доходная таблетка
Многовекторность экономической экспансии Юрия Чижа восхищает. Недавно прибавился еще один профиль — фармакологический.
На заводе в Логойске работает компания «Трайплфарм». Предприятие специализируется на производстве антибиотиков третьего и четвертого поколений.
Тесные отношения с Александром Лукашенко позволяют Юрию Чижу получать «добро» на перспективных и прибыльных направлениях. К чести миллионера, он не занимается бизнесом, связанным с торговлей оружием, алкоголем или табачной продукцией. Конечно же, если не принимать во внимание производство живого пива в минском ресторане «Раковский бровар» и ту самую перепроданную в Россию машину водки, с которой началось неуклонное восхождение Юрия Чижа на вершину белорусского бизнеса.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное