Почему Заико считает, что Лукашенко ослабел

В очередном выпуске «Экономических диалогов» на страницах «Белгазеты» участвовали руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, эксперт Либерального клуба Антон Болточко и руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. Из объемного диалога «Салідарнасць» выбрала наиболее интересные цитаты.

Романчук: Начинается 2016г. – второй год рецессии. Кредитных денег Беларусь пока ни от кого не получила. Правительство не понимает, что нужно делать. Его план – чистая формальность. Лукашенко явно нервничает.

И вдруг 26 января президент указом N26 внес изменения в свою же директиву N3 от 14 июня 2007г., которая называлась «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». В новой директиве написано, что «в Республике Беларусь за истекшее двадцатилетие создана эффективная и динамично развивающаяся экономика, ориентированная на неуклонный рост благосостояния и повышение качества жизни граждан, защиту их материальных, социальных и культурных интересов».

Леонид Федорович, как вам, человеку, непосредственно следившему за формированием белорусской государственности, такая оценка того, что власти построили в Беларуси за 20 лет?

Заико: Вы разве ожидали другого вывода? Документ президенту приносит помощник по национальной безопасности, его сын. Этот документ подготовили два полковника, три майора и один генерал с участием женщины-экономиста, жены одного из них. Разве они могут написать там, что профукали Беларусь?

Скрытие реальной оценки ситуации – сигнал о том, что власть ослабела, что Лукашенко ослабел.

***

Заико: Мы ничего не построили. Мы взяли постразвитой социализм, превратили его в аморфный неосоциализм с элементами воровства, коррупции и «мерседесов».

То есть был взят советский материал. Перед своим развалом СССР хорошо вложился – начиная с дороги Берлин-Москва, химическая промышленность, нефтехимическая, то есть были большие инвестиции. Беларусь в этом плане получила больше, чем Украина или страны Балтии. Этот созданный потенциал дал возможность 25 лет крутить педали велосипеда, у которого нет колес. Мы просто крутим.

***

Болточко: Когда идешь по проспекту Независимости, то возле Купаловского театра есть два здания, на которых реклама двух производителей телевизоров - «Витязь» и «Горизонт». На сегодняшний день, к сожалению, сначала первый, а потом и второй перестали производить телевизоры.

Романчук: Они напоминают нам об истории индустриализации Беларуси.

Болточко: Идем дальше по проспекту. Возле парка Челюскинцев видим большую вывеску «МАЗ». Понимаешь, что МАЗ пока еще находится на плаву, но даже несмотря на модернизацию, он остается не в топе, пытается выйти за счет сотрудничества с другими концернами.

Дальше идем по проспекту и видим «Белвар», большие, огромные по площади несколько зданий, которые раньше производили достаточно современную технику, и на тот период времени предприятие считалось одним из вкусных, лакомых кусков для приватизации. А заходя сегодня на тот же «Интеграл», мы находим не самые современные схемы – чипы, которые производятся там, далеки от того, что делает Китай, который в свое время был аграрной страной.

Идем дальше по проспекту – видим башню «Луч». Еще один потерянный для Беларуси завод. Он производит часы, которые никто не покупает.

Идем дальше. Тут, наверное, будет чуть положительнее пример – там есть завод, который производит прицелы.

Романчук: БелОМО.

Болточко: Этот сохранился. У нас военка более или менее, но в нее и инвестировано было много ресурсов.

Таким образом, если мы возьмем в комплексе, то увидим, что от большого сборочного цеха мы пришли к малому, и при этом стали малой сырьевой экономикой. В ней заработок идет за счет российской нефтяной трубы.

***

Романчук: Я хотел бы услышать ваше мнение, почему так произошло, как пишется далее в директиве: «Однако экономика не смогла в полной мере среагировать на современные вызовы, обусловленные общемировыми кризисными явлениями, обострением межстрановой конкуренции и нарастающими противоречиями между интеграционными группировками стран».

Посыл четкий: мы – молодцы, д’Артаньяны, а вот мир вокруг нас черный, неблагодарный, конкурентный, злой, поэтому при всем нашем благородстве, знаниях и инновационности мы не смогли к этому всему адаптироваться.

Заико: Когда приходишь в суд, друзья разводятся с женами и делят телевизор пополам, в суде все говорят, что я хороший, а вот она – стерва, а еще ее подруги – стервы. Точно так же выступает молодая и красивая Беларусь, плачет и говорит: я же хорошая, а вот этот Вася – придурок, дурак и друзья у него идиоты. Все вокруг виноваты.

***

Болточко: Проблема в том, что в правительстве нет команды, которая бы комплексно и системно выполняла какую-либо программу. Даже сейчас не обсуждается содержание этой программы – можно взять любую программу, можно спорить с ее пунктами, но нет того правительства, которое бы подписалось под этой программой и сказало: мы беремся и отвечаем своими головами за выполнение этой программы. Если вдруг у нас что-то не выйдет, мы оставим свою должность и уходим.

В Беларуси главное – изображать бурную деятельность по выходу из кризиса. И неважно, как глубоко тебя засасывает в этот кризис в последующем.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)