Общество
Юлия Иванко

«Мы упустили свой шанс, который был в 90-е годы»

Светлана Алексиевич вечером 7 декабря выступила в Стокгольме с Нобелевской лекцией.

Белорусские телеканалы речь лауреата Нобелевской премии по литературе в прямом эфире не показывали. 

– Флобер говорил, что он — человек-перо, а я о себе думаю: я — человек-ухо, – сказала во время лекции писательница.

Светлана Алексиевич вспомнила, в какой атмосфере жили советские граждане: «Я жила в стране, где нас с детства учили умирать… Учили любить человека с ружьем».

– Мы жили среди палачей и жертв, – констатировала писательница, – Я написала 5 книг, но мне кажется, все они –  об истории одной утопии.

Светлана Алексиевич считает, что хоть красная империя исчезла, но «красный человек остался». Позже она вновь вернулась к этой теме, говоря о распаде СССР: «Хотя мы сейчас живем в разных странах, везде живет красный человек».

Во время лекции Светлана Алексиевич рассказала, как создавала свои книги. «У войны не женское лицо» не печатали два года, пока не началась перестройка.  

– После вашей книги никто не пойдет воевать, учил меня цензор, – отметила Светлана Алексиевич.

Писательница вспомнила также свою командировку в Афганистан.

– До Афганистана я верила в социализм с человеческим лицом. Оттуда вернулась свободной от всех иллюзий, – подчеркнула Светлана Алексиевич. – Вернувшись, я сказала: мы убийцы, папа, понимаешь? Отец заплакал.

Рассказывая о создании еще одной своей книги, лауреат Нобелевской премии по литературе вспомнила, что после распада Советского Союза о Беларуси в мире узнавали по Чернобыльской трагедии.

Говоря о современной жизни на постсоветском пространстве, Светлана Алексиевич заявила, что «русский человек не понимает свободу» и «коммунист не умер, труп еще жив».

– Мы упустили свой шанс, который был в 90-е годы, – констатировала она. – Сейчас опять время силы (а не свободыС.). Россия воюет с Украиной, с братьями.

В конце лекции Светлана Алексиевич заявила, что еще не дописала историю красного человека и отметила, что у нее три родины:

– Моя белорусская родина – родина моего отца, где я прожила всю жизнь. Украина – родина моей мамы, где я родилась. И великая русская культура, без которой я себя не представляю. Они мне все дороги. Но трудно в наше время говорить о любви.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)