Сколько платят белорусским чиновникам на заслуженном отдыхе
Экс-председатель Верховного Совета Беларуси Станислав Шушкевич только недавно добился пересмотра своей пенсии, которая долгое время составляла 3200 рублей. Благодаря хлопотам своей супруги теперь он ежемесячно будет получать чуть более 4 миллионов.
FINANCE.TUT.BY поинтересовался у бывших и нынешних (ведь многие из них еще на своих постах) чиновников, какие пенсии они получают и какой возраст считают идеальным для выхода на заслуженный отдых.
Глава ЦИК Лидия Ермошина: Пенсионный возраст нужно повышать, но у женщин с тремя детьми он должен быть ниже
— Поскольку я еще работаю, то получаю общегражданскую пенсию. Ее размер сейчас 3,2 миллиона рублей, естественно, он будет другой (при завершении трудовой деятельности. - FINANCE.TUT.BY), но я не знаю какой. Когда у меня появится на это право, я обращусь, и мне посчитают, — поделилась Лидия Ермошина.
— У меня пенсия будет 65% от оклада. Но в любом случае я давно заработала пенсию государственного служащего, которая больше обычной, но только если государственный служащий не работает.
По словам Лидии Михайловны, ее зарплата «грязными» составляет около 20 миллионов. «На руки я получаю где-то миллионов 17», — рассказала глава ЦИК.
Такое финансовое положение позволит главе ЦИК, например, совершить путешествие в Италию, о котором она задумалась недавно.
— Я уже 14 декабря собираюсь туда лететь, обратно — 21 декабря. В Рим. Уже забронировала авиабилеты и жилье. И могу сказать, что билеты экономкласса туда и обратно стоят 357 евро. Полечу из Минска самолетом «Белавиа», — поделилась своими планами Лидия Ермошина. В Рим она полетит с сыном. Лидия Михайловна говорит, что «не признает лоукостеры, которые без багажа».
А вот пенсионный возраст, по ее словам, в Беларуси «однозначно нужно повышать, исходя из экономических и демографических обстоятельств, когда люди стали жить дольше, когда и стареют дольше». «По крайней мере, нужно сделать общий возраст для обоих полов как первая ступень, — считает глава ЦИК. — Но при повышении должны быть учтены заслуги женщин, которые родили и воспитали 3 и более детей. У них пенсионный возраст, соответственно, должен быть ниже.
Размер пенсии должен зависеть «от трудового вклада и того налога, который уплатил человек».
— Должна действовать накопительная система, которая будет влиять на размер пенсии. Потому что несправедливо, когда некоторые люди едва числились на работе либо приписывали себе минимальную заработную плату, в то время как другие платили из своей пенсии доход, равнозначный нескольким пенсиям, как я, например, — считает глава ЦИК.
Отметим, что на момент нашего разговора с Лидией Ермошиной ей еще не присвоили высший класс государственного служащего.
Экс-глава Нацбанка Надежда Ермакова: «Пенсия у меня хорошая, получаю 8,5 миллиона»
— У меня пенсия по госслужбе — 8,5 миллиона рублей. Пенсия хорошая, можно на эти деньги прожить пенсионеру. Уже не надо много костюмов, обуви или сумки менять, можно ходить с теми же самыми, — признается Надежда Ермакова. — Я одна, поэтому для меня этих денег вполне достаточно. Если бы нужно было помогать детям, то, конечно, было бы сложнее. Хотя у всех по-разному. К примеру, моей тете 80 лет, она получает пенсию около 3,2 миллиона рублей. Она и себя обеспечивает, еще помогает и моей сестре.
Экс-глава Нацбанка не скрывает, что у нее есть «подспорье»: «Я в Белвнешэкономбанке являюсь председателем наблюдательного совета, имею дополнительную копеечку».
Кроме того, Надежда Ермакова экономит на овощах, которые выращивает на своем огороде.
— Весной у меня появился приусадебный участок в доме, который в Минске, роз там еще нет, но деревья уже есть, и огурцы растила, и помидорчики уже свои даже закатала. Я с удовольствием работаю на земле. Вместо путешествий я лучше буду работать на земле.
Надежда Андреевна тоже считает, что нужно повышать пенсионный возраст, «а то мы молодыми уходим на пенсию».
— Но уравнивать пенсионный возраст между мужчинами и женщинами нельзя, мужчины должны быть выносливее и больше нас работать. А насколько повышать, нужно смотреть по состоянию нашего здоровья, что будет дальше с экологией и как это будет на нас влиять. Но года на два-три уже можно повышать, по-моему. Как мужчинам, так и женщинам. По аналогии с теми странами, в которых на 6 месяцев каждый год увеличивают пенсионный возраст, — говорит Надежда Ермакова.
Размер пенсии тоже не мешало бы повысить, но насколько — «зависит от того, сколько белорусы будут отчислять в пенсионный фонд».
— Я еще являюсь председателем совета ветеранов Беларусбанка, там 2,8−3 миллиона пенсия у работников банка. Сейчас выходит на пенсию заместитель председателя Беларусбанка, пенсия будет 2,9 миллиона рублей. Это очень маленькие суммы, но ведь и 6 миллионов заработной платы — это тоже немного, — констатирует Надежда Ермакова.
Первый премьер-министр Беларуси Вячеслав Кебич: «В первую очередь повысить пенсионный возраст нужно чиновникам и женщинам»
В мае 2014 года в интервью TUT.BY Вячеслав Кебич заявлял, что его пенсия составляет 8,5 миллиона рублей.
— Сейчас моя пенсия немного увеличилась. У меня персональная пенсия — 75% от оклада нынешнего премьер-министра. Но зарплата премьер-министра состоит не только из оклада, — говорит бывший глава правительства. — Минимальные потребности удовлетворяются. Но я ни на что не претендую, я доволен. И так многие говорят, что у чиновников пенсии большие, так я доволен тем, что меня не называют в числе людей с большой пенсией. Возьмите подполковника, который работает в штабе, он получает такую же пенсию.
Повышать пенсионный возраст Вячеслав Францевич «начал бы с некоторых категорий населения».
— Я считаю, что разумно поступили россияне, которые постепенно повысили пенсионный возраст только чиновникам. Трудно найти чиновника, который достиг 60 лет, перестал работать и ушел на пенсию.
Еще повышать пенсионный возраст, говорит Вячеслав Кебич, нужно женщинам, потому что «они дольше живут».
Экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич: «Моя пенсия на уровне средней зарплаты по Минску »
— Я получаю пенсию государственного чиновника. Я все-таки экс-председатель Нацбанка, у меня стаж большой, и зарплата была солидная. Пенсия у меня сегодня примерно как средняя зарплата по городу Минску (в октябре средний заработок в столице составил 9,3 миллиона рублей. — Прим. FINANCE.TUT.BY), — уточняет бывший председатель Нацбанка. — На лекарства идет много денег. Есть препараты, которые стоят сегодня 300 тысяч, я их покупаю.
Кстати, Станиславу Богданкевичу, как и Станиславу Шушкевичу, пришлось «выбивать» свою нынешнюю пенсию. «Я получил ее через суд. Мне, как Шушкевичу, почему-то не дали пенсию после выхода на отдых. Я имел право на получение пенсии депутата Верховного Совета, так как был избран, но не получил ее, — вспоминает Станислав Антонович. — Экс-председатель Верховного Совета Мечислав Гриб также был лишен пенсии. Но он потом получил пенсию генерала, а не пенсию руководителя Верховного Совета».
По словам Станислава Богданкевича, специалисты, которые занимали аналогичную должность в других странах, получают более солидные пенсии.
— Я еще и профессор, 10 лет был завкафедрой, встречаюсь со своими коллегами-профессорами, они получают пенсию в 3−4 миллиона рублей. Какая-то ненормальность есть в самом пенсионном законодательстве. Милиционеры, военные больше получают, — говорит бывший чиновник.
По его словам, «экономика не в состоянии оплачивать пенсии при выходе на отдых в 55 и 60 лет. Нужно начинать повышать пенсионный возраст с женщин, но делать постепенно».
Николай Лозовик: «Я деньгами не интересуюсь, всем занимается жена»
Мы поинтересовались размером пенсии и у секретаря ЦИК Николая Лозовика.
— Ой, если бы я знал. Я вообще деньгами не интересуюсь. Где-то в пределах 3 миллионов у меня, — сказал Николай Иванович и тут же уточнил у своей супруги, которая была рядом: — Так, жена, какой у меня размер пенсии. Вот! Жена подтвердила — 3 миллиона. Но когда уйду на заслуженный отдых, то пенсия, конечно, будет побольше, как у госслужащего.
Деньгами в семье Николая Лозовика занимается супруга. «По магазинам в основном ходит жена, она больше распоряжается деньгами, больше тратит. Жена у меня как комендант гарнизона, а я — начальник гарнизона. (Смеется.) И у меня небольшие расходы: летом — оплата бензина, езжу в лес, на рыбалку, на дачу».
Николай Иванович считает, что он счастливый человек, потому что привык жить скромно и не позволяет себе каких-то излишеств. «Автомобиль у меня еще тот, который купил в 2005 году за 4,5 тысячи долларов. Он и сегодня мне служит. Хотя некоторые соседи по гаражу говорят, что мне нужно иметь более престижный автомобиль. Но я говорю, что это у меня БМД — боевая машина дачника, меня эта машина вполне устраивает. Зачем там какие-то „фишки“, понты, как говорят, если машина — это средство передвижения».
Повышать пенсионный возраст, по его мнению, нужно, но не резко. «Может быть, как в некоторых странах, к примеру, через год увеличить пенсионный возраст на 6 месяцев, через два — еще на полгода».
Экс-депутат Ольга Абрамова: «С пенсии оплачиваю двух сиделок для своей мамы»
— Отвечу иносказательно о своей пенсии. Сейчас я оплачиваю двух круглосуточных сиделок для своей матери. 6 лет я смотрела ее сама, получила ишемическую болезнь сердца, и в данный момент мне вообще никто не помогает. Я плачу каждый месяц сиделкам 9 миллионов. Оставшаяся от моей пенсии сумма существенно меньше, чем социальная пенсия в Беларуси (в октябре средний размер социальной пенсии составил 1,4 миллиона рублей. — FINANCE.TUT.BY), — рассказывает бывший депутат Верховного Совета и Палаты представителей Ольга Абрамова.
В вопросе повышения пенсионного возраста Ольга Михайловна советует обращать внимание не только на экономический фактор: «Беларусь пострадала от Чернобыля, у нас здоровье населения подорвано, как нигде на постсоветском пространстве. К тому же жизнь последних десятилетий дала такую нагрузку на белорусов — и экологический фактор, и экономический, что это форсирует заболеваемость тяжелыми заболеваниями, многие уходят из жизни до наступления пенсии. На мой взгляд, в этой ситуации несправедливо повышать пенсионный возраст».
Экс-министр труда и соцзащиты Александр Соснов: «Пенсия — 3,5 миллиона, приходится сдерживать себя в тратах»
— В 1995 году у многих (чиновников. — Прим. ред.) отменили все льготы, но потом потихонечку все постепенно вернули, но не всем. Я получаю 3,5 миллиона рублей, у меня обычная пенсия простого советского гражданина. Правда, она немного выше средней, так у меня и зарплата была больше в свое время. У меня никаких надбавок ни за что нет, кроме как за возраст, за стаж и за размер средней зарплаты, — рассказывает Александр Соснов. — Приходится сдерживать себя в тратах. Медицина у нас условно бесплатная. Если хочешь, к примеру, бесплатно пройти УЗИ органов брюшной полости, то нужно за три месяца записаться в очередь. И еще не факт, что попадешь.
Александр Викторович считает, что «по-хорошему пенсионный возраст нужно повышать», но при этом необходимо работать над продлолжительностью жизни и здравоохранением.
Экс-министр обороны Беларуси Павел Козловский: «Моя жена получает пенсию в 1,5 миллиона, а я — побольше»
— У меня жена получает пенсию в 1,5 миллиона рублей. И таких, как она, много. Поэтому пенсионеры сейчас заходят в магазин и просят, чтобы четверть батона отрезали. Я, как военнослужащий, побольше получаю. Но сколько, не считаю, жена получает.
Павел Козловский говорит, что повышать пенсионный возраст не стоит, «сегодня многие не доживают до пенсии, особенно мужчины. Умирают в 50, 55 лет».
Министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина: «Работающим пенсионерам пенсии выплачиваются ограниченные»
Какую именно пенсию получает, Марианна Акиндиновна не ответила. Сказала только, что, «как и для всех работающих пенсионеров, размер пенсии выплачивается ограниченный с коэффициентом 1,3».
Как чиновник, который курирует социальную политику и пенсионные вопросы в том числе, Марианна Щеткина считает, что здесь «важно услышать мнение общества».
— Нужно учитывать, что пенсии выплачиваются из Фонда соцзащиты, который формируется из средств тех людей, которые платят взносы в этот фонд. И еще важный момент — сегодня недопустимо, чтобы человек искусственно занижал свой доход, потому что те размеры пенсии, которые мы сегодня выплачиваем нетрудоспособным гражданам, зависят от тех средств, которые поступают в Фонд соцзащиты, — считает Марианна Щеткина.
***
Сегодня размер пенсии госслужащих и парламентариев регулируется двумя документами — законом от 14.06.2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» и указом президента от 30.11.2006 года № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих». В последний документ уже дважды вносили изменения — в 2008 и 2009 годах.
Для госслужащих, которые имеют стаж работы не менее 5 лет на должностях, предусмотрены следующие размеры пенсий:
занимающим высшие государственные должности — 75% от зарплаты;
заместителям лиц, занимающих высшие государственные должности, председателям облисполкомов и Мингорисполкома — 70% от зарплаты;
членам правительства, Чрезвычайным и Полномочным послам, постоянным представителям при международных организациях, председателю Центральной по выборам и проведению республиканских референдумов — 65% от зарплаты;
депутатам Палаты представителей или членам Совета Республики Национального собрания, которые исполняли эти обязанности на протяжении не менее одного созыва, — 65% от зарплаты;
депутатам Палаты представителей или членам Совета Республики Национального собрания в разных созывах в течение не менее 5 лет, — 65% от зарплаты.
К примеру, председателя ЦИК в этот список включили в 2008 году.
В случае со Станиславом Шушкевичем после выхода в отставку ему назначили пенсию в размере 70% от зарплаты председателя Верховного совета (позже увеличили до 75%), на то время она составляла 3200 рублей. Но так как эту должность упразднили, то и пенсию Шушкевичу не пересчитывали.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное