«Это были недемократические выборы»

Татьяна Короткевич и Андрей Дмитриев ответили на вопросы Еврорадио.

Еврорадио: Вот цифры экзит-пола, согласно которому Татьяна Короткевич получает 5,6% голосов. Не однократно слышали от членов вашей команды о надежде, получить двузначные цифры. Есть разочарование?

Короткевич: Нет, этим данным мы не доверяем. Сегодня мы будем доверять только тем данным, которые привезут наблюдатели. Мы будем ждать полных результатов. Сейчас нам поступает информация с избирательных участков, где есть наши наблюдатели, члены команды, которые говорят о совершенно других цифрах подсчётов. Есть большая разница между голосованием досрочным и сегодняшним. В Гродно за Короткевич было 20%, в Могилёве — 15%.

Дмитриев: Сегодня можно уже говорить, что экзит-полы делались провластными организациями. Только три получили возможность их сделать. Безусловно, им нельзя доверять. Это часть пропагандистской кампании ради результатов, которые нужны действующей власти. Мне лично жаль, что вся власть решила поиграться в пользу одного человека, вместо того, чтобы дать возможность развиваться всей стране. Если бы подсчитали прозрачно, это дало бы шанс идти вперёд к реформам.

Еврорадио: Всю компанию Ермошина хвалила Татьяну, сегодня Лукашенко высказался, как он был рад иметь соперницу-женщину. Могли бы и больше дать.

Короткевич: Давайте подождём ещё результатов голосования. Хотя у меня нет надежд. Мы шли в эту компанию с пониманием, что мы не играем в игры. Для нас очень важно, чтобы больше людей узнало о нашей программе и об альтернативе, чтобы как можно больше людей объединить вокруг инициативы. Я думаю, что нам это сегодня удалось. И что мы сегодня услышали от Александра Лукашенко: мы будем начинать реформы, для меня это самое главное. Наша задача сделать так, чтобы эти реформы были во благо людей.

Еврорадио: Есть такое мнение, что Татьяну соблазнили к участию, что-то пообещав. Андрей, что за приз ты пообещал?

Дмитриев: Когда в начале сентября независимые опросы давали Татьяне 17,8%, стали смотреть, кто эти люди, то увидели что впервые в Беларуси оппозиционного демократического кандидата начали поддерживать люди, которые раньше этого не делали. Нам удалось расширить электоральную базу. Мы с самого начала понимали, чего хочет от этой кампании власть. Она показывает это своими цифрами. У нас был вопрос, как использовать избирательный марафон, который закончится на парламентских выборах, чтобы создать в Беларуси фундамент для мирных перемен, существенно расширить количество людей, которые поддерживают демократические решения.

Еврорадио: Ещё один результат вашей кампании, что, или с вашей не с вашей помощью, перессорилась вся оппозиция. По вашему мнению, какое у неё будущее?

Короткевич: Мы ни с кем не ссорились. У нас есть стратегия, мы будем её придерживаться. Пусть эти политики сами решают, что им делать. Самое главное, чтобы они работали с людьми. И не пробовали оправдать свои промахи через критику других.

Еврорадио: Татьяна, вы встречались с людьми, вы видели, интересуются ли люди тем, что происходит внутри оппозиции?

Короткевич: Нет, разумеется. Сегодня даже на катке я встретила молодую пару, и они говорят: "Вот, о Вас тут такое пишут. Мы не очень доверяем этим данным. А дайте, пожалуйста, контакт, как вступить в Вашу организацию". Я хочу сказать, что только единицы интересуются этими ссорами. Давайте подчеркнём тот факт, что с апреля я не разговаривала с Владимиром Некляевым, или, например, я вообще не знакома лично с Николаем Статкевичем. Он не знает, что я за человек, но почему-то имеет право называть меня предательницей. Это не по-человечески и это не говорит о высоком уровне политической культуры.

Еврорадио: Есть тезис, что кампания "Говори правду" рассчитывает получить пару мест на парламентских выборах 2016-го. Но это очень слабая позиция. Лукашенко вряд ли пойдёт на такой вариант управляемой демократии. Вы всё-таки верите, что получится в полностью ручном парламенте допустить несколько альтернативных представителей?

Короткевич: У меня иллюзий на этот счёт нет. Самое главное, чтобы в стране начались перемены, были видны перспективы. Люди начнут возвращаться в Беларусь, начнётся политическая жизнь, появятся новые лидеры, молодые. Тогда я буду считать, что мы добились целей — создали новое пространство для политической и общественной активности.

Дмитриев: Это мечта части политиков и экспертов, относительно того, что кого-то пропустят в парламент. Она актуальна для тех, кто думает в рамках 1990-х. Мы всё-таки люди с другого поколения. Самое страшное для нынешней власти, чтобы внутри системы появилось альтернативное мнение. Поэтому наш успех будет измеряться не местом в парламенте. Сегодня успех измеряется настоящей поддержкой общества.

Еврорадио: Многие оппозиционеры поучаствовали только в одной гонке, кроме Гайдукевича. Где гарантия того, что вы по разным причинам не уйдёте из политики.

Короткевич: Помните, 2010 год закончился. Закончились выборы. И говорили, вот эти "Говори правду!" закончат своё существование. Вот прошло 5 лет, "Говори правду!" появляется снова в политической кампании, успешно представляет своего кандидата. Теперь нам говорят, что Татьяна Короткевич исчезнет. Мы не исчезаем потому, что мы работаем с людьми, потому, что эти коммуникации постоянные. Мы чувствуем настроения людей и понятно, что им сегодня нужны нормальные политики. Ведь последняя нота всех моих встреч как раз о том: "Татьяна Короткевич — оставайтесь с нами". Люди хотят слышать альтернативную точку зрения. Они хотят, чтобы их голос кто-то усиливал. Это то, что мне нравится делать. Я очень мотивирована в этом. Поэтому, естественно, останемся.

Еврорадио: Не секрет, что даже эту кампанию вы провели за копейки. За что дальше жить? За что содержать структуры? За что проводить встречи с людьми?

Короткевич: Будем дальше работать с людьми. В 2010 году люди не знали, что такое пикет. А в этом году, они уже сами искали, где эти пикеты. Нам удалось сформировать потребность участвовать в политической жизни. В ходе этой кампании государство не давало денег на агитацию, и нам пришлось собирать их самим, активно заниматься рекламой счёта кандидата, приглашать, активничать. И были такие люди, вот, у меня есть пример, молодого человека, который перевёл сразу 50 миллионов на мой счёт. Мы сформировали эту потребность и будем обращаться дальше за поддержкой. Ведь как и политиками нужно быть не раз в пять лет, так и гражданами нужно быть не раз в пять лет, а постоянно.

Дмитриев: Сейчас поддержка от общества — явная цель. Через месяц будут результаты независимого опроса. Мы узнаем, сколько точно проголосовало за Татьяну Короткевич. Уверен, что это будет довольно большая цифра. И теперь наша цель, чтобы через 5 лет мы начинали не с нуля, а с такого рубежа, который позволяет говорить о победе, позволяет получить поддержку большинства, и мы на это будем работать.

Еврорадио: Накануне дня голосования вас обвиняли, что вы готовы принять должность в министерстве.

Короткевич: Я не собираюсь искать новую работу. А если будет предложение, рассмотрим. Я командный человек, если будет предложение, решение будет приниматься, исходя из наших целей. Приходят люди и просят согласиться, но иллюзий я не имею по этому поводу. Сможет Лукашенко ли держать так близко такого человека, как я, если он даже на выборах не держит условий близкой конкуренции.

Еврорадио: Как вы назовёте эти выборы?

Короткевич: Ждём результатов наблюдений. Они не были равными для всех кандидатов. Не были равными условия в СМИ. Не были в поле равными условия. Вся страна не была такой либеральной, как Минск. Это были прозрачно недемократические выборы. Мы не работали на легитимизацию режима, а работали на то, что нужны перемены, но с властью они невозможны. Мы сейчас как можно скорее должны поставить запятую, разобрать полёты, написать жалобу. И будем делать следующий шаг.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)