Политика
Руслан Горбачев

«Это старая традиция белорусской оппозиции: обвинять всех, кто не согласен с тобой, в сотрудничестве со спецслужбами»

Владимир Некляев фактически обвинил кампанию «Говори правду!» в сотрудничестве со спецслужбами. Его заявление прокомментировали бывший единомышленник политика Андрей Дмитриев и политолог Валерий Карбалевич.

В пятницу на пресс-конференции нескольких оппозиционных лидеров Владимир Некляев сказал (цитируется по Радыё Свабода):

– Улада ўсё зрабіла, каб ня толькі я ня стаў адзіным кандыдатам ці Статкевіч, а наагул каб не было адзінага кандыдата. Цяпер я не магу не чытаць тое, што адбываецца ў апазыцыі: ад пачатку да канца гэта такі сорам! Але ёсьць у нас кандыдат ад дэмакратычнай апазыцыі, і наша задача ўсё ж такі — не пакідаць гэтага кандыдата рэжыму, паспрабаваць перацягнуць яго ў лягер дэмакратычнай апазыцыі, каб гэты кандыдат зрабіў тое, пра што я сказаў, — зьняўся з гэтых выбараў. І тады гэта будзе самы моцны ход, які толькі можа быць. Тады яна выратоўвае апазыцыю, выцягвае з гэтага лайна, у які яна сама сябе зацягвае. Вядома, ня толькі сама па сабе, але і з дапамогай тых, хто займаецца ў спэцслужбах гэтымі справамі. Яны вырашылі апусьціць апазыцыю на самае дно.

– Але ж фактычна гэта вашы былыя паплечнікі… — заметили журналисты.

– Слухайце, у мяне былая жонка, у мяне былыя браты, былыя сябры, былыя паплечнікі... Ёсьць тое, што ёсьць. Мяне папракаюць, чаму я не зрабіў усё, што можна зрабіць, не змагаўся з былымі паплечнікамі, зь Дзьмітрыевым, з тымі, хто абсеў сёньня «Гавары праўду». Але што я, адзін чалавек, магу зрабіць супраць спэцслужбаў? Я мог зрабіць толькі тое, што мог зрабіць — сысьці.

Дмитриев: «Стыдно потому, что большое количество людей в «Говори правду!» получили то, что получили, от человека, которого считали своим лидером»

20 мая 2011 года. За события в день президентских выборов суд приговорил Владимира Некляева к двум годам лишения свободы с отсрочкой на два года, Андрея Дмитриева — к двум годам лишения свободы условно. Фото Сергея Балая

«Салідарнасць» обратилась за комментарием по поводу этого заявления к руководителю кампании «Говори правду!» Андрею Дмитриеву.

– Не знаю, что тут сказать... Пять лет он возглавлял эту структуру! Мы честно работали, не скрывали наших взглядов на то, что происходит в стране, проводили кампании «Гражданский договор» и «Народный референдум». И наши взгляды на сегодня ни в чем не изменились.

– Вы удивлены этим заявлением Некляева?

– Мне, честно говоря, даже стыдно за это заявление. Стыдно в первую очередь потому, что большое количество людей в «Говори правду!» (команда же фактически с 2010 года осталась в полном составе, она выжимала максимум в этих условиях, чтобы оставаться, чтобы действовать) получили то, что получили, от человека, которого считали своим лидером на протяжении пяти лет.

– Раньше Некляев заявлял вам о своих подозрениях?

– Нет. Бывало, мы с ним были не согласны – но это нормальная ситуация для любой политической структуры. Нужно спорить, доказывать свою правоту, приводить аргументы, но уж точно не обвинять своих людей в таких гадких вещах.

– Вы столько времени работали вместе, вместе сидели на сутках, Некляев стал крестным отцом вашего сына. Что произошло за последний год?

– Это у него нужно спрашивать. Не я же делаю такие заявления, а он.

Май 2010 года. Владимир Некляев и Андрей Дмитриев у выхода из изолятора, где провели трое суток после устроенного милицией обыска в офисе «Говори правду»

Сентябрь 2012 года. Владимир Некляев стал крестным отцом сына Андрей Дмитриева. Фото Антона Мотолько

– Какой была, по-вашему, настоящая причина ухода Некляева из «Говори правду!»?

– Опять же – это у него надо спрашивать. Причин он уже назвал много разных. Может быть, нужно уже выбрать какую-то одну?

По-моему, 21 февраля у нас было Республиканское совещание, на котором все фактически единогласно высказались за то, чтобы Некляев был нашим кандидатом в президенты. Мы были готовы его поддержать. Он встал и сказал: я не хочу. Ну не знаю, мне кажется, он сам должен определиться, чего хочет. Может быть в этом проблема?

Я думаю, что Владимир Некляев вышел из «Говори правду!», потому что мы хотели действовать даже в таких условиях, а не отказываться от действий. А он (во всяком случае, с момента своего ухода) так или иначе, как это не назови, выступал за бойкот.

Карбалевич: «Это старая традиция оппозиции: обвинять всех, кто не согласен с твоим мнением, в сотрудничестве на спецслужбы»

«Салідарнасць» также попросила прокомментировать ситуацию политолога Валерия Карбалевича.

– Первый вопрос, который возникает после услышанного: если структура, которую Некляев возглавлял 5 лет, управляется спецслужбами, так он что – тоже с ними сотрудничал? Мне не очень понятен этот момент. Или ее быстро взяли под контроль, когда он ушел? Во-вторых, это старая традиция белорусской оппозиции: обвинять всех, кто не согласен с твоим мнением, в сотрудничестве со спецслужбами. Эта традиция пошла еще со времен Зенона Станиславовича Позняка и сохраняется до сих пор, – сказал собеседник.

К намерению нескольких оппозиционных структур сформировать новую коалицию Карбалевич относится скептически:

– Создание коалиций – одна из форм деятельности оппозиции. Чем больше они их создают, тем больше они распадаются. Была коалиция «Народный референдум», но как только дело дошло до президентских выборов, оказалось, что из четырех структур в общем проекте готовы участвовать только две. Была коалиция «Талака», но как дело подошло к президентским выборам, ОГП и партия «Справедливый мир» пошли отдельными колоннами. Недавно Некляев стал создавать движение, сейчас вот заявили еще об одном объединении – я ко всему этому отношусь весьма скептически. Коалиция может быть устойчивой, когда она создается под очень конкретный политический проект. Пока проекта я не вижу.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)