Политика
Михаил Брошин

Итоги словесной перестрелки перед встречей Лукашенко и Путина

Кремль предложил организовать встречу президентов России и Беларуси на этой неделе. Александр Лукашенко провёл артподготовку к предстоящему разговору с Владимиром Путиным. Что на выходе?

Рисунок Алексея Меринова, Московский комсомолец

Итак, 2 февраля появилась информация, что Россия предложила провести очередное заседание Высшего государственного совета союзного государства 9 февраля.

Согласился ли Александр Лукашенко на эту дату, пока неизвестно. Но 3 февраля он устроил «большой разговор» с самим собой, в ходе которого озвучил длинный список претензий к России: по поводу нефтегазового конфликта, продуктовых войн, введения пограничной зоны в Смоленской, Псковской и Брянской областях, и т.д.

Стоит отметить, что несколько предыдущих встреч Лукашенко и Путина оказались, по сути, безрезультатными. К примеру, спор по поводу цены на газ длится уже больше года, и за это время сторонам не удалось прийти к согласию ни на уровне субъектов хозяйствования, ни на уровне глав государств.

Поэтому пролог к будущему рандеву руководителей Беларуси и России в виде публичного изложения претензий сенсацией не стал. Лукашенко неоднократно использовал этот прием в прошлом и зачастую достаточно успешно. Но сработал ли он на этот раз? Первые выводы можно делать по российской реакции на пятничное шоу.

Некоторые солидные медиа сделали по итогам «большого разговора» далеко идущие выводы. РБК пришёл к выводу, что российский политический режим сделал шаг к тому, чтобы потерять Беларусь.  Эту мысль развивает «Газета.Ру», которая пишет о «цивилизованном разводе» России и Беларуси. В ряде публикаций также отчетливо просматривается намек на то, что в зреющем конфликте виноват Кремль. 

Однако куда важнее, что по этому поводу думают не журналисты, а высокопоставленные российские чиновники. А вот их реакция как раз заставляет предположить, что психическая атака из Минска не сработала.

Пресс-служба российского президента, обычно помалкивавшая в ответ на претензии Лукашенко, в пятницу оперативно огрызнулась, приведя собственные подсчеты, свидетельствующие о многомиллиардной поддержке, которую Москва обеспечивает Минску.

А глава Россельхознадзора Сергей Данкверт и вовсе поиздевался над угрозами отправить его в белорусскую тюрьму. В интервью РБК сей государственный муж патетично воскликнул: «Что может сделать человек против президента? Тем более Беларуси. Что может сделать простой [человек], даже руководитель? В лучшем случае нужно пить успокоительное на ночь, в противном — просто кончить жизнь самоубийством».

Иначе как троллинг Александра Лукашенко это высказывание расценить трудно. А, если учесть, что в этот же день Данкверт озвучил очередные санкции в отношении белорусских предприятий, становится ясно: глава Россельхознадзора играет на обострение.

При этом очевидно: и заявление кремлевской пресс-службы, и действия Данкверта не являются художественной самодеятельностью, а согласованы на достаточно высоком уровне. Почему российское руководство вместо того, чтобы, как встарь, дать Лукашенко желаемое, чтобы он успокоился, охотно ввязалось в словесную перестрелку?

Ответ можно поискать в словах заместителя директора московского Института стран СНГ Владимира Жарихина. Разумеется, он не является официальным представителям Кремля, но, похоже, что там разделяют сказанное этим экспертом.

Жарихин в беседе с «Газетой.Ру» озвучил, в частности, следующие тезисы:

— Лукашенко «разыграл очередной спектакль», который можно наблюдать каждый год перед обсуждением очередных льготных условий по кредитам или цены на газ;

— Глава Беларуси продолжает гнуть свою линию — что есть хороший российский президент, которого окружают различные «плохие» структуры: ФСБ, которая устанавливает границы, Россельхознадзор, не пускающий белорусские продукты на российский рынок, или «Газпром», который завышает цены на газ. «Лукашенко изображает, что в России — полная анархия и разрегулированность. Колхозные игры. Смешно. Тем не менее такое поведение создает эффект, который приводит к результату каждый год».

— Лукашенко умело использует российскую общественность — настроенную как либерально, так и консервативно — в своих утилитарных целях. «Первые после таких заявлений белорусского лидера начинают говорить, что Лукашенко сделал правильный выбор и уходит от дикой России в сторону цивилизованного Запада. Другие — что Беларусь сохранила все завоевания Советского Союза, но ее продолжают обижать наши олигархи. И под эти настроения Лукашенко выпрашивает очередные льготные кредиты. Конечно, такое поведение Лукашенко не красит, но при этом нельзя не признать эффективность таких действий»;

— Несмотря на ряд довольно резких высказываний с обеих сторон, о серьезном ухудшении российско-белорусских отношений говорить не приходится: «Это какие-то конфликты на пустом месте. И каждый раз после них мы видим изображение [руководством РБ] бега на месте в сторону Запада».

Надо полагать, всё это понимают и, вероятно, разделяют в Кремле. Поэтому можно прогнозировать, что Москва продолжит оказывать финансовую поддержку Минску, но в тех объёмах, которые сама сочтёт нужными.

Похоже, что пятничный выстрел Лукашенко оказался холостым…

«Скажите, как Россию могут уважать на Западе, когда ее не уважает даже Лукашенко»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)