Политика
Андрей Козырев

Когда проиграет власть

В Беларуси завершился Чемпионат мира по хоккею. Что стало стало его главным неспортивным итогом? Какие тенденции обозначили две недели первенства? Намерены ли демократические силы внести коррективы в свою работу? Об этом и другом рассуждает один из руководителей кампании «Говори правду» Андрей Дмитриев.

Фото Радыё Свабода

– Хоккей показал, что белорусы могут быть вместе, могут вместе сопереживать, радоваться. Это событие дало нам возможность почувствовать себя отдельным народом. Наплыв туристов, в том числе из России, показал многим: «мы – не они». Такая эмоция – хороший шаг к укреплению нашего суверенитета. Вопрос теперь в том, как распорядимся этим потенциалом?

И, конечно, это был глоток свободы: ходи, дискутируй по полной, что называется... Пусть и на ограниченной территории, но все же очень не похоже на ежедневную практику.

– Свобода была не для всех: около 30 гражданских активистов получили сутки, остаются в тюрьмах политические заключенные. Именно это было поводом требовать отмены проведения ЧМХ в Беларуси. Ваша оценка политической подоплеки чемпионата?

– Есть вещи, которые в определенный момент делать необходимо, но – правильно. Если человека держат в тюрьме незаконно, надо протестовать против этого, использовать любую возможность для освобождения. Но когда стало понятно, что поставленной цели достигнуть во время ЧМХ не удастся, следовало обсудить новую политическую тактику демократов в новых обстоятельствах.

Важно понимать: не из-за хоккея сажают людей. Дело не в нем, так страстно любимом руководителем государства, а в сути нашей власти – вот о чем следовало говорить обществу.

Ради политической «стерилизации» фан-зоны ребят ни за что посадили на сутки – например, Дмитрия Дашкевича выдернули из семьи, от беременной жены. Виноградову Паше «повезло»: его просто отправили в деревенскую ссылку. Знаю случаи, когда милиция задерживала тех, кто рисовал себе на щеке бело-красно-белый флаг, говорил на белорусском.

Все это – лицо нашей власти. И всего этого могло не быть. Мы вправду могли иметь настоящий праздник для всех, если бы голос людей в Беларуси что-то значил...

– Это мой следующий вопрос: почему некоторые оппозиционные структуры бесконечно говорили-говорили про использование первенства для освобождения политзаключенных, а на выходе имеем пшик?

– Думаю, в целом, многие недооценили масштабности события и того укола адреналина, который получит общество. Даже на уровне обычных людей многие изначально планировали уехать и уезжали из города на это время, а потом, почувствовав эту энергетику всеобщего драйва, возвращались. Чтобы ощутить себя частью Беларуси как сообщества и как страны.

Мы в «Говори правду» поддерживали ряд гражданских инициатив, а также сконцентрировались на работе с приехавшими сюда журналистами и фанатами. Сделали все, чтобы они увидели реальную Беларусь. Создали также календарь выхода суточников, чтобы помочь солидарности и сопереживанию с ними не только в фан-зоне. Сейчас понимаю: могли сделать больше.

– Как долго общество будет помнить этот «адреналин», демократическим силам он подспорье или тормоз?

– Мы видим, что общество меняется. Важно понимать: растущая популярность курсов белорусского языка, перевод на него рекламы больших коммерческих структур, массовый драйв во время хоккея – все это звенья одной цепи. Хоккей показал нам, какой должна быть политика в Беларуси и наши действия, если мы добиваемся успешности, если хотим, чтобы люди объединились вокруг нас.

– Что именно вы увидели, как станете менять свою политику? И что изменит власть?

– Не может быть успешной политика разделения: по флагам, гимнам, истории, музыке, искусству, литературе, по образу мышления... Точно так и с политикой тотального негатива, которую практикуют многие оппозиционные структуры.

Нужна политика единства, диалога, примирения того, что еще недавно нам казалось непримиримым. Тут нам потребуется новое видение, своего рода гибкость.

А вот в действиях власти – уверен – будет попытка загнать хоккейное настроение назад «в бутылку». Чтобы поставить его опять «на полку» и показывать в нужное время в нужной редакции нам же по ТВ. Власть в Беларуси прекрасно умеет разделять и властвовать, но вот только разделяет она в итоге белорусский народ. Это делает нацию слабой, подрывает основу нашего суверенитета. Сила в единстве, основанном не на вседозволенности милиции и чиновников, а на диалоге.

– Вернемся к хоккею. Было много молодежи, но она почти полностью с красно-зелеными флагами, пела государственный гимн (есть видео в интернете). Да и вообще, люди с удовольствием использовали государственную символику. Это поражение бело-красно-белого?

– Нет, я считаю положительной эту тенденцию. Поясню «крамольную» мысль. Люди взяли красно-зеленые флаги, чтобы почувствовать свою страну и себя частью ее народа. Это промежуточный этап. Потому что те, которые стоят под бело-красно-белым флагом, – уже осознавшие: они хотят быть свободными гражданами своей страны. Но второе невозможно без первого.

Вот почему с тем, что наблюдалось на трибунах, в фан-зоне, на улицах, в барах, квартирах, надо не воевать, а поддерживать. Надо отделить Лукашенко от красно-зеленого флага и государственного гимна. Это поможет мирным переменам и укреплению суверенитета Беларуси. Это и есть главная пост-хоккейная задача и главный вывод. Под красно-зеленым флагом можно протестовать и против этой власти.

Мирные перемены наступят, когда мы объединим большинство, для которого оба флага будут не врагами, а союзниками в одном общем деле – изменениях в стране. Тогда власть проиграет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)