Политика
Семен Печенко

Политолог пояснил, что под жесточайшей либерализацией прячется репрессивный закон

В Беларуси ухудшаются условия проведения массовых мероприятий. За незаконный анонс акции теперь могут наказать, а для задержания журналистов силовикам не нужно будет фантазировать.

Политолог Юрий Чаусов по пунктам прокомментировал «Салідарнасці» анонсированные властями изменения в закон о массовых мероприятиях. Напомним, глава МВД Игорь Шуневич назвал обновленный закон о массовых мероприятиях «жесточайшей либерализацией».

Фото Радыё Свабода

Существует проблема найти организатора акции

По мнению Юрия Чаусова, изменения в части запрета лицам с непогашенной судимостью организовывать массовые мероприятия не являются предметом для обсуждения:

— Эти правки носят теоретическое значение. Практическое значение имеет запрет быть заявителем тем, кто был оштрафован или арестован за нарушение порядка проведения массовых мероприятий на протяжении года. Это норма действует давно. Никто из лидеров оппозиционных политических партий после 25 марта быть заявителем не может.

В качестве примера собеседник «Салідарнасці» привел ситуацию с организацией акции в честь очередной годовщины Слуцкого восстания:

— Местный активист Виталий Амелькович был осужден за весенние акции, судили и других активистов.

За незаконный анонс акции накажут любого

Комментируя грядущее нововведение, запрещающее публично призывать к организации и проведению массового мероприятия до получения разрешения на его организацию, политолог отметил:

— Согласно действующей редакции закона нельзя сообщать о месте и времени проведения анонсируемой акции до получения официального разрешения от властей. Сейчас власти хотят еще больше ужесточить это положение.

По словам политолога, сегодня организаторы акций используют лазейку в законе: анонсируют мероприятие, не называя при этом место и время его проведения.

— Теперь же запрещено будет анонсировать вообще. Если я, к слову, захочу в следующем году к столетию провозглашения БНР провести акцию, то любые призывы к участию в ней сами по себе будут являться административным правонарушением, — подчеркнул политолог.

Немаловажный момент: если раньше за незаконные призывы к участию в акциях наказывали только организаторов и непосредственных участников, то сейчас наказать могут любого—от блогера до журналиста, анонсировавшего акцию до ее официального разрешения.

Для задержания журналистов теперь не нужно будет фантазировать

— Этим законом власти закрывают те дыры, которыми до сих пор пользовались организаторы, чтобы проводить массовые мероприятия. Так что либерализация здесь действительно жесточайшая. Закон направлен на то, чтобы ввести в практику те методы, которые ведомство и раньше использовало, — считает Юрий Чаусов. — Раньше сотрудники милиции задерживали журналиста и вынуждены были сочинять в рапортах, что он на самом деле никакой не журналист, а участник акции, выкрикивавший «Жыве Беларусь!». Теперь им будет проще: в рапорте будут указывать, что у журналиста отсутствовали редакционное задание, форменный жилет или нарукавная повязка с надписью «пресса» и т.д.

Что скрывается за введением заявительного принципа

— Кроме той вишенки на торте, которой хотят представить заявительный принцип, здесь не о чем говорить. Странно, что на это купились не только иностранные эксперты, но и некоторые белорусские политики. Под красивой оберткой заявительного принципа прячется репрессивный закон, который серьезно ухудшает условия проведения массовых акций. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)