Общество
Евгений Федоров

Алексиевич: «Быть в конфликте с собственным народом, который поддерживает Путина и Лукашенко, это самое страшное»

Белорусская писательница выступила в Грузии и рассказала о глубинных проблемах постсоветских стран.

Во время встречи с грузинскими читателями, которая проходила в тбилисском театре Шота Руставели, Светлана Алексиевич много говорила о переломных моментах в белорусской и российской истории, а также высказала свое мнение о последних политических тенденциях в Беларуси и России.

О настроениях народа в ходе перестройки СССР

– Когда я заканчивала свой «Красный цикл», я очень много ездила по России, поскольку там ничего не задержало это движение в никуда… И меня потрясло, что стоило только выехать из Москвы и Петербурга, как я видела совершенно другую Россию. Никто там не ждал никакой перестройки и никто не понял, что такое перестройка – и люди поддерживали ГКЧП, и в Беларуси тоже. И стало ясно, что революцию сделала небольшая группа людей, а народ просто в один миг проснулся в непонятной стране.

О воровстве вместо демократии

– И пока мы бегали по площадям и радостно кричали «Свобода!», за нашими спинами делили огромную страну и вывозили в швейцарские банки. И в одно прекрасное утро народ понял, что его обманули. И меня поражала агрессивность людей, когда они поддерживали Сталина, говорили, что только КГБ наведет порядок, что поэтому они голосовали за Путина. То есть страна, в которой столько людей погибло от КГБ, искала от него помощи.

И если в 90-е годы еще была какая-то демократическая инерция, то в 2000-х, когда пришел Путин, мы стали уходить от любых демократических надежд, и случилось то, что мы видим сейчас. То, что можно назвать новым средневековьем.

О репрессиях в современной России

– Недавно я была в Москве – там сейчас преследуют режиссера Кирилла Серебренникова, одного из самых гениальных режиссеров нашего времени. То есть, уже дошло время до творческой интеллигенции. И он мне сказал: «Как ты думаешь, что собой представляет сегодня кабинет следователя?». А его уже вызывали туда. Конечно, у меня не хватило бы фантазии представить то, что рассказал он. «Это, – говорит он, – иконы висят, метровый портрет Сталина, портрет Путина и подшивка журнала «Дзюдо в России».

О слабости белорусской и российской оппозиции

– Эта слабость в России и в Беларуси объясняется еще и тем, что они между собой дерутся вместо того, чтобы предстать единой силой. Власть же далека от того, чтобы быть разделенной...

Мы даже до конца не понимаем, насколько зековская культура, зековское мышление вошло в нашу жизнь. Один мой белорусский друг как-то пришел, пил у меня чай и сказал: «По-моему, мы изгои в собственном обществе». Потому что для него конфликтовать с властью это нормально как для художника. А вот быть в конфликте с собственным народом, который поддерживает Путина и Лукашенко, это самое страшное сегодня.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)