Общество
Павел Петько

«У Лукашенко зарплата 3-4 тысячи в месяц – это меньше, чем у пилотов. Может, пошел бы он в летчики, и жизнь была бы другая»

Как белорусам пережить трудные времена, почему деноминация – это то, с чего «все начинается», – об этом и не только «Салідарнасці» рассказал известный экономист Леонид Заико.

– Леонид Федорович, как вам новость про деноминацию и «новые деньги»?

– О деноминации я говорил уже 12 лет назад в соотношении один к десяти тысячам. Значит, читают, начали специалистов слушать. Это первое. Второе – это то, что по нашей покупательской способности белорусский рубль находился на одной из худших позиций в мире. Сейчас это меняется. А вообще введение новой денежной единицы обязывает – скажем, в Германии реформы начинались с новой немецкой марки.

– То есть, скорее всего, это позитив?

– Не «скорее всего», а с этого все начинается. Для того чтобы работало более- менее устойчиво все, это надо было давно сделать. Нужно вводить жесткую денежную единицу, а еще лучше привязать ее к золоту.

На это вряд ли пойдут, но, в любом случае, деноминация может быть началом профессионального подхода – впервые за 20 лет.

– Что будет со страной в ближайшие полгода? Пациент пошел на выздоровление или по-прежнему болен?

– С экономикой ничего не будет, потому что она находится на отрезке падения. Думаю, в течение полугода ситуация будет законсервирована. Это как, скажем, если у вас было 100 килограмм веса, а стало 94. Вес к состоянию здоровья имеет не самое прямое отношение.

– Все сейчас интересуются, в чем лучше хранить сбережения. В интернете советуют перевести все в доллары, а по телевизору – в рубли. Как быть?

– Сбережения можно хранить в товарных запасах. Например, вы можете купить две цистерны бензина, и ждать пока он будет дорожать. Сбережения могут быть в стиральном порошке, можно купить два телевизора, четыре холодильника или что-то еще.

Это уже было. Например, в 90-х, когда была большая инфляция, в некоторых районных магазинах и в Минске даже купили знамена. Бабушки приходили в магазин, смотрели, что там осталось – а там были знамена – из хорошего материала, с вышивкой, с Лениным таким желтым. И даже это раскупали.

– А если говорить все-таки о деньгах?

– Из денежных сбережений надежнее сейчас использовать доллар – с точки зрения того, что все валюты девальвировались, а доллар, наоборот, укрепился. В белорусских рублях хранить выгодно просто для текущих доходов – чтобы покупать морковку, редиску. Вы можете держать несколько миллионов на депозите, и процентов на это как раз хватит.

Но главное никогда деньги в одном банке и в одной денежной единице держать не надо. Никогда, запомните это! И относитесь с большим опасением к тем, кто предлагает высокие проценты. Как правило, банки накануне разорения ищут наличность и именно они предлагают какие-то невероятно высокие проценты.

А вообще самый лучший вид сбережений – это ваши дети, вкладывайте деньги в детей, пускай они изучают английский язык, дайте им хорошее образование. Надо вкладывать деньги в свое здоровье, надо отдыхать, заниматься спортом – купите себе велосипед. Я вот купил себе мотоцикл – гоняю часто по воздуху, вдоль моря и доволен.

– Еще один насущный вопрос для белорусов – брать ли кредит на покупку жилья? Вот, говорят, сейчас недвижимость подешевела. Надо покупать?

– Послушайте, ну зачем брать кредит и покупать квартиру за 1400 долларов за метр? Я, например, часто приезжаю в Калининград и вижу там предложения по 600-700 долларов за метр. И маленькую квартиру можно купить за 13 тысяч долларов, и жить на берегу моря.

Не отдавайте деньги этим бандитам! Есть три категории бандитов: это чиновники, которые делят землю, это банкиры, которые вечно ходят и облизываются как жирные коты, и это строители, которые выписывают себе огромные зарплаты.

Ведь если посмотреть внимательно, то у нас издержки на строительство где-то 550-650 долларов на метр, а они берут полторы тысячи. И что сегодня происходит? Вы можете купить за 40 тысяч долларов квартиру в Курасовщине, а я за эти деньги куплю небольшую квартирку в Черногории.

– То есть, советуете уезжать?

– Вообще, белорусы должны понять, что у нас маленькая страна, можно уезжать куда хочешь, ведь никто плакать не будет. Я не видел ни разу, чтобы Александр Григорьевич тосковал по кому-то, кто уехал из Беларуси. Да он и сам старается своего сына возить куда-то. Почему тогда белорусы должны сидеть здесь?

Чем человек больше путешествует, больше вращается, тем у него больше возможностей. Конечно, если вы влюбились в девушку, которая никакого языка, кроме языка любви не понимает, то сидите здесь. Если же вы молоды и нахальны, говорите по-английски, у вас есть хорошая специальность или можете работать руками – хотя бы поставить замок в дверь, то зачем тут сидеть, чего ждать?

– Если человек задумал сменить профессию – что выбрать в такое сложное время?

– Какая самая высокая зарплата в Беларуси – у кого? У тех, кто работает программистами, у них зарплата доходит до 26 миллионов в месяц. У тех, кто работает в финансовом секторе, только 12 миллионов. Поэтому компьютерщики – это хороший вариант.

Вообще я недавно осознал, что очень неплохо зарабатывают сантехники – те, кто в частных домах устанавливает водоснабжение, электрический подогрев делает. Если хороший специалист и не пьет, то две тысячи долларов он имеет.

Профессий, как ни парадоксально, много – которые востребованы, которые нужны. А вообще пять раз в жизни человек должен менять профессию, если вы, конечно, не большой специалист в какой-то области. Светлане Алексиевич, например, профессию менять не надо – она своим интеллектом уже миллион долларов заработала.

– И, наконец, о самом важном – что будет с зарплатами белорусов? Будут продолжать снижаться или, может быть, начнут расти?

– Я считал, что если убрать российские субсидии, то получится, что реально белорусы должны зарабатывать где-то 350 долларов. И сейчас к этому идет. А начнут ли расти зарплаты? Ну, вообще у нас изначально неправильно себе это представляют – все думают, что зарплаты должны расти у всех одновременно. А так не бывает. У кого-то будет 600 долларов, у кого-то тысяча. У Александра Григорьевича зарплата 3-4 тысячи в месяц – это меньше, чем у белорусских пилотов. Может, пошел бы он в летчики, и жизнь была бы другая.

Если бы я начинал по-новому, то пошел бы в Балтийскую морскую академию, стал бы капитаном, получал бы свои десять тысяч долларов в месяц и приезжал бы сюда смотреть телевизор, потому что белорусское телевидение – совершенно уникальное. Посмотришь его – и хочется брать пример с руководителей страны – поехать на ферму, бычка погладить, свинью за хвост подергать. Без этого просто было бы скучно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)