Эффектность — это что-то заметное. В нашем случае бетонный забор с колючей проволокой. Очень напоминает известную «стену Яценюка», которую возводили на границе с РФ.
Тышкевич: «Эффектность — это что-то заметное. В нашем случае бетонный забор с колючей проволокой»
Военный аналитик Игорь Тышкевич разбирает необходимость строительства Украиной забора на границе.
— Забор на границе с Беларусью. Эффектность и эффективность.
Эффективность — когда есть задача, ресурсы, и они наилучшим образом распределяются для обеспечения результата.
Эффектность — когда есть ресурсы (возможно недостаточное количество для решения проблемы по сути) и они тратятся на обеспечения визуального эффекта борьбы с задачей.
2022 год принёс новые вызовы: угроза проникновения ДРГ, вероятность нападения (пусть сегодня небольшая, но есть). И, наконец, постоянная угроза ракетных ударов и запуска БПЛА. То есть, задача на данном этапе — безопасность.
Разберём.
Угроза ДРГ.
Эффективность — это системы наблюдения (камеры, тепловизоры, куча БПЛА, транспорт для пограничников и подразделений ЗСУ, которые прикрывают данный участок границы). Это приоритет при недостатке ресурсов. Увидеть — найти — уничтожить. Среди прочего это работа с созданием сети информаторов «на той стороне». Как убеждённых (и тут важны информационные операции) так и «за деньги».
Угроза нападения — укрепрайоны, оружие, транспорт для военных, те же средства наблюдения. БПЛА (как разведывательные, так и дроны-камикадзе).
Многое, надо отдать должное, делается.
Ну и, наконец, важное при обеих задачах — транспортная инфраструктура. Рокадные дороги, идущие вдоль границы и обеспечивающие быструю переброску сил с одного участка на другой. Кстати, можно методом укладки тех же бетонных плит (требования к таким дорогам касательно гладкости покрытия существенно ниже, чем к гражданским).
Но, есть проблема — всё перечисленное выше незаметно обывателю. Даже необходимость упомянутых рокадных дорог не очевидна обычному телезрителю. А укрепрайон вообще не покажешь, расположение секретов тоже, характеристики роя БПЛА не раскроешь. Одним словом, на камеру эффекта нет.
И тут возникает потребность в эффектности.
Является ли она ключевым элементом безопасности?
Рассмотрим худший случай — полномасштабное вторжение. Бетонный забор — плохой вариант остановки техники. У меня под окнами такой же лежит разбитый после того, как оккупанты в марте решили «запарковать» свой БПМ на соседнем участке.
ДРГ?
Теоретически это должно остановить (или замедлить) продвижение нарушителей границы. Эффективная штука против, например, нелегальных мигрантов. Часть развернул (решили не лезть). Часть притормозил процессом преодолевания забора — заметил — задержал.
А как насчёт ДРГ? И тут уже проблемы. Ведь в отличие от гражданских жителей далёких стран эта категория чуть лучше подготовлена.
То есть, инструмент, возможно, полезный, но когда есть лишние ресурсы и закрыта потребность в приоритетных элементах обеспечения инфраструктуры безопасности.
Теперь ещё один аспект. Время.
Протяжённость границы — 1080 км «с хвостиком». Исключая реки, остаётся около 800-820 км. Таким образом, чтобы «закрыть» забором границу до середины лета 2023 надо возводить 100 км в месяц. Пока сделали 3 км, возможно, за месяц выйдут на показатель 20-30 км в месяц или 250-360 км в год. При том, что в первую очередь закрывать надо «сложные» участки — болота, леса, но никак не поля, где и так видно «прохожего» издалека. Ведь те же ДРГ если пойдут, то вероятнее всего попытаются пройти, например, Ольевскими болотами, через лесные массивы, но никак не по светлому «сосняку» или полем.
Но, что точно есть — это медийный эффект.
Зачем? Определённую логику можно поискать.
1. Медийный эффект на внутреннего потребителя — демонстрация деятельности. Возможно, позитивных эмоций части населения добавит.
2. Медийный эффект на сопредельную сторону. Для граждан Беларуси (особенно приграничных районов) это хорошая наглядная демонстрация. Но тут надо потратить немного денег на ИПСО, иначе тамошняя пропаганда использует факт в свою пользу.
3. Рабочие места. Тоже логика, когда надо занять и обеспечить работой некоторое количество граждан.
Таким образом, стена на данном этапе — скорее элемент воздействия, некое подобие информационной операции.
Цена? Ну тут зависит от того, каков бюджет и как закрыты базовые потребности. Если после закрытия базовых потребностей есть бюджет на «что-то ещё» — почему бы и нет. Если же с базовыми потребностями «есть вопросы», то возникают вопросы и по забору.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное