«Некоторые, услышав нашу историю, плачут». Белоруска вернулась из США и за свои деньги строит «Деревню будущего»
Деревня Шеметово в Мядельском районе немноголюдная: всего 20 домов, и только в трёх ещё кто-то живёт. Без сотовой связи, интернета и благ цивилизации, казалось бы, никакого будущего у деревушки нет.
Тем не менее одна хрупкая девушка смогла кардинально изменить её размеренный уклад, причём за собственные средства и без инвестиций. И на этом месте для белорусов прямо сейчас строят «Деревню будущего».
Два года назад Ириана вместе с двумя маленькими дочерями вернулась из США в Беларусь — здесь у неё живут родители и много родственников, в том числе и в Слуцке. Девушка сняла дом на окраине столицы, дочерей оформила в частную школу, купила автомобиль, удалённо вела американский бизнес и приспосабливалась жить по-новому. А недавно из Америки переехал Тейлор, отец девочек.
Несмотря на вполне себе приемлемые условия в Минске, привычная жизнь за океаном для Ирианы ни в какое сравнение не шла со здешним комфортом.
— С тех пор, как мы приехали в Беларусь, часто вспоминали наш американский дом и очень скучали по природе вокруг него. В Штатах у нас в собственности было 20 гектаров земли с высокими соснами и видом на горы. Там есть река и пруд. Это невероятно красивая местность, — с грустью в голосе рассказывает Ириана. — Я много времени занималась духовным развитием, поэтому и здесь мы пытались найти место, где можно было почувствовать единение с природой, и там построить дом.
«Я решила спасти деревню»
Поиски начались прошлой зимой с Налибокской пущи и окрестностей озера Нарочь, а закончились... в маленькой деревушке Шеметово Мядельского района. Ириана говорит, что тогда ещё не было никакого плана относительно строительства деревни в Беларуси, да и в целом создания нового бизнеса.
— На сайте Мядельского райисполкома была публикация с предложением взять под опеку развалины Шеметова. Мы с Алиной из нашей команды поехали их посмотреть, но заблудились. Выехали в какой-то деревне, которая, как выяснилось, находится в двух километрах от развалин, — вспоминает собеседница. — Это было удивительное место, таких я в Беларуси ещё не видела. На огромной площади размером со стадион «Динамо» находились маленькие заброшенные домики, не огороженные заборами. Это было очень необычно. Вокруг деревни росли старинные деревья возрастом под 300-400 лет. Той зимой выпало много снега, и к домам не были протоптаны тропинки. Я поняла, что они заброшены.
Ириана говорит, что несколько дней после поездки не могла избавиться от впечатлений, фантазировала, что бы могло быть на месте пустующих домов. Спустя пару недель девушка позвонила в сельсовет с вопросом: сколько человек проживает в этой местности и как можно выкупить заброшенные участки? Участков оказалось не мало.
— Я решила спасти деревню и построить там что-то особенное. Увидела, что здесь можно создать место красоты, силы, здоровья, где соединятся природа, комфорт и спокойствие. И когда человек сюда попадёт, у него будет время никуда не спешить, почувствовать себя и не думать о заботах. Помню, моя мама спрашивала, зачем на себя это беру. Но со временем она приняла мой порыв.
Ранней весной Ириана поехала в сельсовет и написала заявление на покупку пустующих участков. Так она начала свой проект «Деревня будущего».
— Я создаю его потому, что есть удивительное место и моя внутренняя потребность иметь уголок, где можно быть самим собой, почувствовать себя и природу, набраться сил, — говорит девушка.
На этом месте мы построим домики, в них будет больше окон и дверей, чем стен, и постоянное движение приезжающих и уезжающих людей. Деревня без заборов, с тропинками и свободной территорией. Здесь в радиусе 30 км каждая деревня потрясающая: со своими полями, холмами, развалинами, огромными деревьями и «славянскими домиками». Просто сказочное место.
Команда, которая помогает воплотить проект в жизнь
Одной хрупкой девушке осилить столь масштабный проект оказалось нелёгкой задачей, поэтому она решила найти помощников.
— В первую очередь мне необходим был человек, который помог бы найти наследников и хозяев заброшенных домов, помочь с оформлением документов на местном уровне. И на удивление, он быстро нашёлся. Это был Александр, который раньше работал в сфере землеустройства и знал, с чего нам начать. С ним мы начали процесс поиска наследников, потому как история каждого дома запутанная и очень интересная, — рассказывает Ириана.
В команде есть Алина – редактор влога. Она занимается видеосъёмкой и монтажом историй. Недавно к проекту присоединилась Катя – близкий друг семьи Ирианы. Она тоже долгое время жила в Америке и два года назад переехала на родину в Беларусь. Девушка будет заниматься работой с клиентами и сферой маркетинга.
Купить деревню в Беларуси оказалось несложно
Дома Ириана начала скупать этой весной. По словам девушки, дёшево недвижимость никто не продавал. Первый дом под снос с небольшим участком купили за 3000$.
— Для сравнения, в соседней деревне такие же дома можно купить за 500$. Видимо люди поняли, что на этом месте будет что-то создаваться, поэтому самый дешёвый нам обошёлся в 1500$. Сохранять там, в принципе, нечего: дома оставлены много лет назад, дерево съедено вредителями. Люди ушли из них и всё оставили: кровати с одеялами, чугунки, кружки, туфли… Ощущение, что человек просто вышел из дома 20-30 лет назад, и так всё осталось. Добавились лишь скелеты лесных животных. А ещё в этих домах живёт много птиц.
По словам собеседницы, купить деревню в Беларуси оказалось несложно, главное — быть настойчивым. Сегодня у неё есть целая папка почти на каждый участок.
– Что касается оформления документов, всё было достаточно быстро. На сегодняшний день мы купили 5 домов и 7 участков. Сейчас работаем над другими объектами посложнее. Дело в том, что некоторые хозяева находятся в других странах, кто-то не может выехать из-за карантина, а кто-то не соглашается на продажу, пока не вернётся в Беларусь.
Деревню почистили. Один дом сохранят для истории
По закону в первый год после покупки участка необходимо заложить фундамент на месте будущего дома. Но разобрать постройки смогли пока только на одном участке. Первых работников Ириана искала среди местных, которые живут всего в трёх из 20-ти деревенских домов.
— Я предложила чистить территорию от зарослей, дорогу от булыжников и валунов, купила специальную машину для покоса травы. Повезло, что местные жители не пьют, ответственные и работящие. Одному из них 30 лет, — говорит владелица деревни. — Хотя местные — весьма интересные люди, но плату за работу хотят не маленькую. Зато они всё в деревне контролируют.
Недавно в Шеметово пробили первую скважину глубиной 28 метров, в планах пробить ещё одну. Закупили материалы на пару домов, готовятся проекты ещё для двух. Сейчас возведением «Деревни будущего» занимаются всего три строителя.
Ириана рассказывает про единственный в деревне дом, который решили оставить. Реконструкция планируется весьма дорогостоящая, только девушку это не останавливает.
— Деревянные стены мы почистили, но сам дом трансформируем. По проекту меняем крышу, достраиваем санузел, кухню и две комнаты. Я очень люблю, когда в помещении есть очаг и горит огонь, поэтому две печи мы тоже оставим. Тем более, что с электричеством у нас сложности, и без них зимой можно замёрзнуть. Кстати, интернета и сотовой связи здесь тоже нет, — улыбается девушка. — В планах открыть часть потолка над печью, где будет кухня и столовая, а в зале сделаем лофт. Построим большие террасы вокруг дома, окна превратим в двери, чтобы со всех сторон можно было выходить на улицу. Думаю, получится очень здорово, хотя мне и говорят, что построить новый дом будет дешевле, чем сохранить этот.
Средства на строительство «Деревни будущего» у меня есть
Ириана уверена, что помощь от людей приходит, когда человек делает что-то для благого дела, а не из корысти. Но ситуация с белорусами девушку огорчает. Говорит, что у нас в стране практически отсутствуют волонтёры, и люди не готовы что-то делать для общего блага за «просто так».
— Я понимаю, что все «есть хотят». Но становится грустно, когда ты делаешь что-то, вкладываешь свои средства, чтобы другим было хорошо, а этот «другой» приходит и говорит: «Я ничего не сделаю, если ты мне не заплатишь вот такую сумму за час, а на меньшее я не согласен». Думаю, отсутствие этого чувства «волонтёрского» потому, что люди уверены: раз мы строим что-то большое, то за этим наверняка есть деньги. Согласитесь, редко можно встретить весёлого человека, который приходит, выкладывается и начинает что-то строить для кого-то просто так. О таком человеке наверняка думают: «Он ненормальный! А раз ненормальный, то давай делись».
В процессе разговора с Ирианой у нас возник резонный вопрос: откуда деньги на такой масштабный проект и есть ли инвесторы. Ответ, мягко говоря, удивил:
— Я много лет работала и сохраняла то, что зарабатывала в Америке. Поэтому средства на строительство «Деревни будущего» у меня есть. К тому же, сейчас продаю свой американский дом, а вырученные деньги пойдут на мой проект. Если у белорусской налоговой возникнут ко мне вопросы, то у меня есть все документы, подтверждающие мою деятельность в США.
Новая владелица Шеметово категорически против инвесторов. Говорит, что такие люди обычно хотят возвращения своих средств, всегда ставят рамки, условия и правила. Поэтому вкладывает в реализацию своего детища не только личные средства, но и всю душу.
— Проект «Деревня будущего» создан не для заработка или инвестиций, и не по заказу. Именно поэтому он прекрасен. Если в дальнейшем нам потребуется финансирование, то пусть оно по большей части будет благотворительным. Но пока я ни о чём не жалею и, уверена, что не пожалею. Любой опыт очень ценен, — говорит девушка. — Некоторые люди, когда слышат нашу историю, начинают плакать. Потому что, когда в тебя верят, когда верят в твою родину, это поднимает дух. Будущее есть не только у проекта, но и у нашей страны, нашего народа. И сегодня я очень благодарна, что через меня для белорусов происходит что-то доброе.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное