Лукашенко в объятиях российского медведя
О том, как действия России в Украине перевернули вверх ногами политику в Беларуси, пишет The Economist.
«Кажется, ничего не изменилось в этой стране после обретения независимости, — с иронией замечает автор, описывая широкие проспекты Минска и статуи Ленина. — ...Внутри громоздких министерств угрюмые чиновники декламируют статистику производства тракторов как руководство к силе экономики.
Издание напоминает, что Беларусь является единственной страной в Европе, где сохранилась смертная казнь.
«Александр Лукашенко, усатый диктатор, который правил более 20 лет, выиграет пятый срок на президентских выборах в ноябре, — предполагает автор. — Цветные революции, как в Украине или Грузии, никогда не имели шанса в серой Беларуси, где в 2010-м была жестоко подавлена демонстрация оппозиции после сфальсифицированных выборов президента....
Пока Беларусь оставалась в глубокой заморозке, мир вокруг перевернулся с ног на голову (прошлогодняя революция в Украине и агрессивная реакция на нее России). Лукашенко осудил аннексию Россией Крыма. После проведения двух раундов мирных переговоров в Минске он призывает Америку принять участие в урегулировании конфликта в Украине и предлагает услуги белорусских миротворцев.
Самодержец старой школы Лукашенко не вдруг изменил свою позицию. Он играет ту же старую игру: баланс одного гигантского соседа (ЕС) в отношении другого (России).
На самом деле урок, который он извлек из трагедии Украины: быть осторожным, чтобы не провоцировать медведя.
Командная экономика Беларуси остается на плаву, благодаря огромным энергетическим субсидиям из России. Но атмосфера нестабильности в Украине дала Лукашенко возможность для маневра. В отличие от предыдущих предвыборных периодов, он не чувствует себя обязанным включать станок, чтобы накачать экономику деньгами.
Тем не менее, экономическая модель Беларуси трещит, и беды российского патрона усугубляют ее трудности. В этом году Беларусь просила Кремль о кредите в размере $ 2,5 млрд, но получит только $ 110 млн.
Реальные зарплаты падают, а рабочие государственных предприятий вынуждены брать обязательные неоплачиваемые отпуска. После 20 лет изоляции официальный Минск понимает, что нуждается в европейском совете и деньгах.
В свою очередь, европейские чиновники признают, что политика пренебрежения просто замкнет Беларусь на России. Кроме того, поведение российского президента в Украине повысило ставки. Поскольку Лукашенко указывает на Путина, мол, «есть диктаторы хуже, чем я, не так ли?».
ЕС переосмысливает свои подходы по отношению к Беларуси. Это не значит, что Евросоюз откажется от призывов к демократии или перестанет проявлять солидарность с белорусской оппозицией. Рассматриваются способы для работы с режимом Лукашенко: от визовых вопросов до поддержки членства Беларуси во Всемирной торговой организации.
...От Лукашенко потребуют освободить политических заключенных... Больших изменений, говорят чиновники в Брюсселе, придется ждать после президентских выборов».
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное