Скандалы
Вадим Ливнев

Гендиректора «Уралкалия» задержали с согласия Кремля?

Задержание генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера в Минске многие наблюдатели расценили как очередной вызов, брошенный Александром Лукашенко российскому руководству. Однако всё может оказаться гораздо сложнее.

На задержание Владислава Баумгертнера незамедлительно отреагировал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Сообщается, что он дал все необходимые поручения в этой связи. Первый зам главы правительства Игорь Шувалов назвал ситуацию «странной, неадекватной и непартнерской», добавив, что «это не укладывается ни в какие рамки».

В Минске однако и бровью не повели. Дмитрия Медведева здесь всерьёз не воспринимают, считая, что важно мнение только одного человека – президента России Владимира Путина.

Широкое распространение получила версия, что Александр Лукашенко дал отмашку на задержание Владислава Баумгертнера под влиянием эмоций. В частности, известный российский политолог Станислав Белковский в интервью «КоммерсантЪ-ФМ» заявил:

«Нет ничего более простого, чем объяснение этого якобы внезапного задержания. Сулейман Керимов, контролирующий акционер "Уралкалия", нарушил свои обязательства перед Беларусью и ее президентом Александром Лукашенко, изменив схему продажи калия, исключив из нее Белорусскую калийную компанию.

Александр Лукашенко — человек довольно импульсивный, вот он и поручил взять заложника в лице гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера, чтобы создать себе более выигрышную позицию на переговорах с Керимовым и вообще с российской стороной по поводу дальнейшей судьбы экспорта.

Кроме того, "Уралкалий" долго добивался контроля над нефтехимической отраслью Беларуси. В общем, между былыми друзьями возник большой конфликт, который вылился в то, что происходит. Я очень рад, что еще раз доказано, что союзное государство России и Беларуси является блефом, потому что официальный Минск сделал это, совершенно не запрашивая никакого согласия Москвы…»

Александр Лукашенко – человек, конечно, импульсивный. Вот только операция против Баумгертнера – это не экспромт. Она была тщательно спланирована. На это, в частности, указывает медиа-сопровождение скандала с белорусской стороны. Обычно в подобных случаях официальные структуры и СМИ держат довольно длительную паузу, ожидая указаний с самого верха. На этот раз Следственный комитет дал не просто оперативный, но и развернутый комментарий, а государственные телеканалы подлили масла в огонь, показав гендиректора «Уралкалия» в наручниках и стоящего на растяжке.

И вот тут возникает вопрос №1. Судя по всему, в подготовке задержания Баумгертнера был задействован относительно широкий круг силовиков. Между тем, считается, что позиции российских спецслужб в Беларуси довольно прочны. Однако гендиректора «Уралкалия» никто не предупредил о коварном плане. Не знали или не захотели?

Идем дальше. Основные российские телеканалы сообщили о задержании Баумгертнера. Но, несмотря на то, что за решеткой оказался топ-менеджер крупной российской монополии, особых наездов на Минск не последовало. Сравните нынешнее поведение подконтрольных Кремлю СМИ с истерикой по поводу ареста международного торговца оружием Владимира Бута, хотя, казалось бы, в одном случае речь идет о респектабельном бизнесмене, а в другом – о, мягко говоря, сомнительном дельце.

Наконец, Владимиру Путину достаточно было снять телефонную трубку и сделать один звонок, чтобы Владислав Баумгертнер отправился в Москву с «вечерней лошадью». Однако хозяин Кремля по горячим следам в скандал не вмешался, хотя задержание гендиректора «Уралкалия» в известной степени наносит имиджевый ущерб всему российскому бизнес-сообществу, да и стране в целом.

Всё это можно объяснить по-разному. Фактом же является то, что интересы Путина и Медведева совпадают далеко не всегда. И уже случалось, что в калийном бизнесе их позиции противоречили друг другу.

Группа Дмитрия Медведева, к которой относят владельца «Уралкалия» Сулеймана Керимова, уже давно пыталась добиться приватизации «Беларуськалия» на выгодных для себя условиях. Однако ее собственного политического веса оказалось недостаточно для эффективного давления на Александра Лукашенко.

Руководителю Беларуси, скорее всего, пришлось бы уступить, если бы в союзе с «медведевскими» выступил Владимир Путин. Но тот внешне предпочел не вмешиваться, а по сути оказал Александру Лукашенко довольно серьезную поддержку. Если бы не огромные субсидии в виде нефти и газа по льготным ценам, решение о которых явно принималось в Кремле, официальному Минску пришлось бы срочно продавать «Беларуськалий», чтобы удержаться на плаву. Но финансовая помощь от Путина позволила Лукашенко спокойно противостоять Медведеву.

В целом, всё логично. Бизнес-группы Владимира Путина и Дмитрия Медведева конкурируют между собой. При таком раскладе российскому президенту нет никакого резона помогать премьеру в продвижении интересов его клана.

На это, похоже, и сделал расчет Александр Лукашенко, санкционируя задержание Владислава Баумгертнера. Не исключено, что белорусские власти через посредников согласовали эту акцию с Кремлем (кстати, спецслужбы замкнуты в России именно на президента). Но возможен и несколько иной вариант: в Минске решили пойти ва-банк без предварительных консультаций, полагая, что подобный ход по определению понравится Путину, а, возможно, и будет выгоден его бизнес-группе.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)