Скандалы
Татьяна Гусева

Шведам, прилетевшим в Беларусь с плюшевыми мишками, грозит лишь штраф

«Это считается преступлением, но не таким серьезным», — заявил «Салідарнасці» руководитель шведской правозащитной организации «Östgruppen» Мартин Угла.

Скандальная история с плюшевым десантом, из-за которого полетели головы в белорусском Госпогранкомитете и войсках противовоздушной обороны, посол Швеции Стефан Эрикссон лишился аккредитации, а риэлтора и студента обвинили в пособничестве незаконному пересечению границы, получила свое продолжение.

Генпрокуратура Швеции объявила 19 марта о начале расследования по делу о незаконном пересечении в начале июля 2012 года литовско-белорусской границы самолетом, которым управлял шведский экипаж. С борта этого самолета, над Беларусью были сброшены сотни плюшевых мишек, к которым были прикреплены записки с лозунгами в поддержку свободы слова.

Литовские прокуроры признали подозреваемыми двух человек, жителей Швеции. В связи с этим Литва обратилась в компетентные органы Швеции с просьбой продолжить уголовное расследование.

«Салідарнасць» связалась с руководителем шведской правозащитной организации «Östgruppen» Мартином Угла и расспросила, чем грозит незаконное пересечение границы сотрудникам компании Studio Total.

— В среду в шведских газетах представитель Генпрокуратуры Швеции заявила, что, тем, кто незаконно пересек границу, грозит штраф. Размер штрафа озвучен не был. В нашей стране он зависит от зарплаты человека, — пояснил правозащитник.

По словам Мартина Угла, «плюшевый десант» в соответствии со шведским законодательством трактуется как преступление против воздушного пространства.

— Это считается преступлением, но не таким серьезным, — заметил правозащитник.

Исполнители полёта с мишутками — представители шведской рекламной компании Studio Total не волнуются по поводу начатого Генпрокуратурой Швеции расследования дела о незаконном пересечении литовско-белорусской границы. Об этом заявил БелаПАН один из участников «плюшевой бомбардировки» Томас Мазетти.

— Мы не боимся, что шведские власти экстрадируют нас в Беларусь, мы уверены, что этого не произойдет, — сказал Мазетти.

Кстати, Мазетти и Анна Фрей – вторая участница плюшевого десанта – месяц назад стали родителями, сообщает Радыё Свабода. У них родился сын.

А в это время в Беларуси до сих пор не закрыто уголовное дело о «плюшевой бомбардировке», по которому проходят двое обвиняемых – студент Института журналистики БГУ Антон Суряпин, который первым выложил на своем сайте Belarusian News Photos фотографии сброшенных шведами игрушечных медведей, и риелтор Сергей Башаримов, у которого шведы могли или планировали снимать жилье.

В связи с начатым расследованием в Швеции Антон Суряпин надеется, что с него наконец-то снимут обвинения в пособничестве незаконному пересечению границы.

— Может быть, будет очная ставка, и шведы скажут, что я ни при чем, и мы с ними не знакомы, — сказал Антон в беседе с корреспондентом «Салідарнасці». — До сегодняшнего дня я в статусе обвиняемого и под подпиской о невыезде. Меня не вызывают в КГБ, не звонят и технику не возвращают.

По-человечески Антону участников плюшевого десанта жаль:

— Они и так рисковали своей жизнью, а тут еще и дело завели. А если по закону, то да, они его нарушили.

Напомним, что Антону Суряпину, в отличие от шведов, грозит уголовный срок. По итогам прошлого года журналист занял первое место в рейтинге самых абсурдных и несправедливых арестов. Рейтинг был составлен авторитетной международной неправительственной организацией Amnesty International. После публикации снимков плюшевых медведей Антон больше месяца провел в СИЗО КГБ.

Суряпин и Башаримов – не единственные жертвы скандала, разгоревшегося после полета шведов с плюшевыми мишками над Беларусью. 1 августа власти Беларуси уведомили Швецию о непродлении аккредитации послу Стефану Эрикссону. Шведского дипломата обвинили в деструктивной деятельности. С 30 августа посольство Швеции в Минске полностью прекратило работу.

Пострадал и старший прапорщик погранслужбы, не сообщивший военным о пересечении границы шведским самолетом. В феврале 2013 года его приговорили к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима.

Также на эту тему:

Директива №5 «О демедведизации населения»

«Плюшевый десант» убережет от террористов?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)