Комментарии
Александр Старикевич

Разворот над Минском

Финиш февраля принес сразу несколько сюрпризов.

— Руководство Мингорисполкома торжественно пригласило и радушно приняло нашего продюсера Антона, — рассказал Сергей Михалок. — Ему пожали руку и сказали, что уже давно ждут группу Brutto с концертами в городе-герое Минске. Меня, Зелю (актриса Светлана Зеленковская, жена Михалка – прим.ред.) и Макара (сын Светланы и Сергея – прим.ред.) пригласили вернуться на Родину и вместе строить новую демократичную европейскую Беларусь.

Тем временем в программе «Клуб редакторов», выходящей на первом канале, главный редактор газеты «Советская Белоруссия – Беларусь сегодня» Павел Якубович расписался в любви к «Пагоне»:

— Я с большим внутренним пиететом отношусь к гербу «Погоня». Это очень хороший исторический символ, у него огромная история. Да, когда-то мои личные враги в годы оккупации нашей земли германскими войсками взяли замечательный, самый простой символ «Погоня» и лозунг «Жыве Беларусь!» себе на вооружение. Это ведь ничего не значит. Они уже сгнили в земле, кто-то был повешен, кто-то сбежал за границу. Так почему прекрасный лозунг «Жыве Беларусь!» сейчас должен быть разъединяющим?»

Вдобавок председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько надел на эфир майку с изображением «Пагони» на месте сердца. Наконец, члены «клуба», который пару недель назад де-факто поддержал действия милиционеров, отдубасивших корреспондента TUT.BY Павла Добровольского, на этот раз сошлись во мнении, что журналистов бить нельзя.

Что происходит и как воспринимать этот «разворот над Минском»? Один из возможных ответов дал Семен Печенко в своей статье «Почему не стоит верить лицемерам от власти».

Подобная реакция вполне объяснима: после 20 лет политических морозов сложно допустить, что над страной вдруг задули весенние ветры. Тем паче, что призраки оттепели за это время являлись неоднократно, но всякий раз дело заканчивалось очередным похолоданием.

Про то, что верить нельзя никому говорил еще «папаша Мюллер» в «17 мгновениях весны». Но вопрос, как относиться к «новым песням о главном» это с повестки дня не снимает.

У некоторых очевидцев происходящее породило впечатление, что власти решили поиздеваться над своими оппонентами. Слишком уж гротескно смотрится Давыдько, распахивающий пиджак, чтобы обнажить «Пагоню» на груди, или Мингорисполком, приглашающий Михалка вместе строить демократичную Беларусь. Но, наверное, это все-таки слишком сложная шутка для нашего цирка.

Гораздо вероятнее, что происходящее обусловлено изменением политической конъюнктуры (нужно снизить растущий градус напряжения в обществе, «подкрасить глазки» перед Западом, у которого просим кредиты, и т.д.), которая очень скоро может вернуться на круги своя. Не питаю никаких иллюзий по поводу того, что политические векторы скорректировались всерьез и надолго. Ничуть не удивлюсь, если еще через пару недель концерт Brutto запретят, а историческая символика вновь будет объявлена вне закона.

Но прямо сейчас полагаю, что лучше пусть представители властей хвалят «Пагоню», чем ругают. И неважно, делают они это искренне или нет.

Даже худой мир всё-таки лучше доброй ссоры. И осторожные намеки на возможность диалога вряд ли стоит игнорировать. При этом нужно четко отдавать себе отчет, что те, кто находится у власти, не намерены выпускать её из рук. Так что, я и 100 рублей сегодня не поставлю на глобальные перемены вроде относительно свободных и честных выборов завтра.

Исходя из этого, тем более нужно попытаться использовать шанс на то, чтобы провести концерт Brutto в Минске. И добиться того, чтобы людей не хватали на улицах и не выводили со стадионов за историческую символику. Кто знает, может быть, мы даже доживем до времен, когда в Беларуси «блюстители закона» перестанут избивать граждан в здании суда, а затем лжесвидетельствовать во время процесса над теми, кто пострадал.

На мой взгляд, демократической части общества не нужно напрашиваться на диалог с властями. Но, если приглашение к таковому в той или иной форме поступает, включать «игнор» - очень выгодно с моральной точки зрения, но, увы, бессмысленно с практической. Вести разговор возможно и, пожалуй, даже необходимо, исходя из того, что подавляющему большинству из нас жить в одной стране – даже с противоположными порой ценностями и убеждениями. Но верить при этом нужно не словам, а делам.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)